Get Adobe Flash player
Суббота, 18 Марта 2017 22:28

Подготовительная работа к написанию сочинения о весне.

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

_Цель: развивать речь учащихся, обогащать активный словарь детей, учить правильно строить предложения, используя образные выражения, учить видеть прекрасное в окружающей среде.

                                                      Виды работ:

1. Подобрать образные однокоренные слова.

   Солнце – плывёт по небу, играет своими лучами, плещется в водяной глади, освещает, улыбается, ласкает; яркое, лучистое, весёлое, ласковое.

 

 

 

    Ветер – гуляет, шелестит листвой, играет, шелестит, шалит, сушит землю; лёгкий, озорной, тёплый.
    Трава – растёт, зеленеет, поднимается, тянется к свету, стелется ковром, колышется, пестреет цветами, блестит каплями росы; мягкая,            шелковистая, пушистая, зелёная, нежная, сочная, малахитовая, изумрудная.
    Листья – появляются, зеленеют, шепчутся, колышутся на ветру; молодые, нежные, клейкие, пахучие, резные.

2. Определить прямое и переносное значение слов в предложении.

    На золотые барашки ивы сел мохнатый неуклюжий шмель.
    Белоносые грачи поправляют свои старые растрёпанные гнёзда.
     Прозрачный серебристый ручеёк выбежал из-под серого камня.
    Ласково смотрит весеннее солнце.
    Лучи солнца играют на изумрудных полянах.
    Тонкие прутики вербы покрылись пушистыми барашками.
    Солнечные зайчики весело прыгают по полянке.
    Тёплые лучи солнца съедают последний снег.
    Тёплое весеннее солнышко стало посылать на землю во все стороны пучки своих лучей.
    Словно комочки облаков, в зелени рябины замелькали белые сорочьи бока.
    Первые крупные капли дождя зашлёпали по пыльной дороге.
    Куст пьёт живую утреннюю росу.
    За окном бормочет дождь.
    На гибких ветках берёз показались зелёные язычки.

3. Подобрать образные выражения из произведений мастеров художественного слова.

    «...в душу уже просится весна».
    «...кругом всё весело, ласково, приветливо».
    «...Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями».
    «...Деревья голы, но уже живут, дышат».
    «...Весна – счастливое время года».
    ( А. Чехов.)

    «...Всё весною пахнет».
    ( А. Майков.)

    «...В окно повеяло весною».
    «...Чиста небесная лазурь».
    ( А. Плещеев.)

    « Прилетела красавица Весна на лебединых крыльях».
    ( В. Бианки.)

    «...Солнце ласково греет, точно гладит всех», «шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зелёные хвостики».
    « В весеннем лесу дышится легко и свободно».
    ( Л. Толстой.)

    « Солнце с каждым днём всё выше и выше в небо забирается».
    ( Л. Кассиль.)
    «...Юный лес, в зелёный дым одетый...»
    «...Всё весны дыханием согрето,
    Всё кругом и дышит и поёт».
    ( А. К. Толстой.)

    «...Воздух уж весною дышит...»
    «...Ещё природа не проснулась,
    Но сквозь редеющего сна
    Весну послышала она
    И ей невольно улыбнулась...»
   ( Ф. И. Тютчев.)

   « Весна, весна! Как воздух чист!
   Как ясен небосклон!
   Своей лазурию живой
   Слепит мне очи он».
   ( Е. А. Баратынский.)

   «... зелёною, нежною дымкой накрылся лес».
   ( И. Соколов Микитов.)

   «...Шепчет лес весною».
   «...Опять весна душистая повеяла крылом».
   ( А. Фет.)

   «...Ещё прозрачные леса
   Как будто пухом зеленеют...».
      ( А. С. Пушкин.)

3. Образцы детских сочинений.

                                  Тема: «Весенняя радость».

        Пришла весна - красна.
      Оживились скворцы, соловьи. Запрыгали воробьи. И все птицы стали петь весенние песни. Весна одела деревья в цветущие наряды. Зимой они стояли голые и как будто мёртвые, но весна дала им жизнь. Она согрела их своим теплом. Взрослые и дети стали весёлыми и радостными.
    Весна во всех вдохнула жизнь!

                         Тема: «Первый весенний луч».

    Все с нетерпением ждут первого лучика.
   И вот, наконец, он появился среди облачного неба. Все люди как будто подобрели. Потому что он улыбнулся им своей солнечной тёплой улыбкой. Он улыбнулся и птичкам, которые сидели на ветке. Те запели ему свою весеннюю песенку. Лучик заглянул к нам в окно, побегал по шкафу и посидел на столе.
   Вот и пришла весна!

Сочинение по прочитанному произведению.
             З. Александрова «Подснежник».( «Живое слово» 2 класс.)

     Кругом всё весело, ласково и приветливо! Вот появился первый цветочек. Такой красивый, хрупкий и немного ласковый. Он, наверное, подумал, что пора и вылез... .
     Кругом всё тихо, соседей нет, он первый здесь. Весна впустила его в свои ворота. Как в сказке, он был рад! И вдруг пошёл холодный мартовский снежок. И он, от холода синея, сказал: «Умру, но не жалею... Ведь началась весна с меня!»
И только он сказал эти слова, как солнце пришло в свои владения и согрело землю. Появился ещё один подснежник и ещё, ещё и их стало много. И подснежники зацвели назло зиме так, что та ушла и отдала власть весне. Весна радовалась тому, что зима ей больше не помешает!
( Александр С.)

    Улыбнулось из-за тучи весеннее солнышко. Полузамёрший, чуть живой подснежник на тоненькой зелёненькой ножке глядит из-под снега. Проходит мимо человек, увидит синенький глазок, и сразу весна в душу просится.
Некоторые люди хотят сорвать его, но потом, наверное, жалеют. Пусть растёт подольше на радость человеку и сообщает о приходе весны!
( Сергей О.)
                    Типичные речевые ошибки, допускаемые учащимися.

1. Отсутствие в абзаце логической связи между рядом стоящими предложениями, пропуск предложений, важных для понимания смысла, введение ненужных предложений.

2. Повторение слов: потом, затем, был, стал, он, она и пр.

3. Употребление в начале предложения союза и (заглавная буква). ( «И вот стены готовы. И рабочие начинают строить крышу».)

4. Неумение пользоваться местоимениями: употребление в рядом стоящих предложениях падежных форм одного и того же существительного вместо падежных форм соответствующих местоимений. (« Игорь свалился в овраг. Он сидел в овраге (там) и не мог вылезть из оврага (оттуда)». )

5. Неправильное соотнесение местоимений с существительными. ( «Дети – друзья птиц. Они поедают вредных насекомых».)

6. Часто встречается неправильное употребление времён глагола – случайная, ненужная, необоснованная замена в близлежащих предложениях прошедшего времени настоящим и наоборот. ( «Солнце вставало (пр. вр.) поздно. Его лучи плохо греют (наст. вр.) землю».)

 7. Неумение выделять в общем потоке речи отдельные предложения, выражающие законченную мысль.

         Коллективная работа всего класса над написанными детьми сочинениями (и изложениями) является одним из наиболее эффективных приёмов обучения детей правильной речи.



 

Прочитано 459 раз Последнее изменение Среда, 05 Апреля 2017 13:42
Прожога Ирина Николаевна

Материал будет полезен учителям начальных классов. В данном материале предлагаются различные виды работ по развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии