Авторский кружок "Веселый английский" (реализация социокультурного аспекта обучения иностранным языкам)
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Веселый английский (5 класс)» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от____ № ____);
3. Календарный учебный график ОУ (утверждён приказом директора от____ № ____);
4. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. – 5 - 9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011;
Главные цели курса полностью ответствуют стандарту основного общего образования по иностранному языку. В основу программы кружка положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебнопознавательной; курс программы также предполагает развитие и воспитание потребности школьников использовать английский язык как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Программа данного курса предусматривает 1 учебное занятие в неделю (всего 34 учебных часа в год). Результатом обучения должно стать формирование компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.
Цель курса:
Учителю иностранного языка необходимо помнить о том, что «каждый урок иностранного языка — это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру». Овладение иностранным языком как средством общения невозможно без знаний об особенностях культуры страны изучаемого языка: культура и язык неразрывно связаны и, следовательно, могут существовать лишь в диалоге между собой. В связи с этим, главная цель курса – развитие и формирование у учащихся полноценной иноязычной культуры мира, путем сравнения «чужой» и родной культур. В свою очередь, выявление общего и частного будет способствовать формированию социокультурной компетенции учащихся, являющейся неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции. Полученные знания помогут учащимся использовать язык в качестве инструмента общения с представителями иной культуры.
Таким образом, применение социокультурного подхода позволит легко преодолеть «культурные помехи», возникающие из-за отсутствия социокультурных знаний и неразвитой социокультурной компетенции учащихся.
Задачи курса:
- познакомить с культурными традициями и обычаями Объединенного Королевства;
- повысить интерес к изучаемым культурным явлениям обеих стран;
- научить выделять общее и специфическое в двух культурах (изучаемой и родной);
- развивать толерантное отношение к представителям иной культуры;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать навыки во всех четырех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);
- повысить мотивацию к изучению иностранного языка.
Основные отличительные характеристики курса:
- расширение социокультурных знаний о стране изучаемого языка, что приводит к формированию социокультуной компетенции;
- соответствие цели курса целями, обозначенным в новом Федеральном стандарте и примерной программе по иностранному языку;
- применение новых педагогических технологий и использование современных ТСО;
- развитие ИКТ компетенций и формирование УУД в соответствии с ФГОС.
- использование аутентичных языковых материалов.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения английского языка в основной школе являются:
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами ИЯ;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Изучение ИЯ внесет свой вклад в:
● воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
● воспитание нравственных чувств и этического сознания;
● воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
● формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
● воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
● воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
● воспитание уважения к культуре других народов.
Метапредметными результаты:
У учащихся основной школы будут развиты:
● положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению ИЯ;
● языковые способности к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, смысловой антиципации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного и к логическому изложению;
● слудеющие УУД (универсальные учебные действия):
Личностные УУД:
|
Регулятивные УУД:
|
Познавательные УУД: |
Коммуникативные УУД:
|
● представление о ИЯ как средстве познания мира и других культур; ● осознание роли ИЯ в жизни современного общества и личности; ● осознание личностного смысла в изучении ИЯ, понимание роли и значимости ИЯ для будущей профессии; ● обогащение опыта межкультурного общения; ●формирование целостного мировоззрения, учитывающего социального. культурного, языкового, духовного многообразия современного мира; ● умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
|
● самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ● соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ● адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
● пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; ● решать проблемы творческого и поискового характера; самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома; ● контролировать и оценивать результаты своей деятельности; ● осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств; ● выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию; ●употреблять в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик - клеше, наиболее распространенную оценочной лексики) в странах изучаемого языка; ●правильно употреблять фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка; ● осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета. |
● готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; ● владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ; ● адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; ● спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; ● уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции; ● проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.
|
Календарно-тематическое планирование
ДАТА |
№ |
Тема учебного занятия |
|
План. |
Факт. |
Всего 34 темы |
|
|
1 |
Учимся здороваться по-английски |
|
|
2 |
Веселая арифметика: страны входящие в состав Объединенного королевства |
|
|
3 |
Личные местоимения: ты или вы? Правила этикета |
|
|
4 |
Символы Великобритании |
|
|
5 |
Система школьного образования в Великобритании |
|
|
6 |
Школьные обмены |
|
|
7 |
Привычка путешествовать. |
|
|
8 |
Излюбленные места отдыха в Великобритании. |
|
|
9 |
СМИ: Интернет, телевидение, радио |
|
|
10 |
Экологические проекты школьников в Великобритании |
|
|
11 |
Природа Великобритании |
|
|
12 |
Охрана окружающей среды: национальные парки и заповедники |
|
|
13 |
Знаменитые города Великобритании |
|
|
14 |
Виртуальная экскурсия по столице Англии |
|
|
15 |
Неделя в Лондоне |
|
|
16 |
Защита презентаций: «Достопримечательности Лондона, которые я хотел бы посетить» |
|
|
17 |
Знакомство с жителями Букингемского дворца |
|
|
18 |
Шотландия |
|
|
19 |
Уэльс |
|
|
20 |
Северная Ирландия |
|
|
21 |
Культурные традиции Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии |
|
|
22 |
Игра-викторина: «Что ты знаешь об Объединенном королевстве?» |
|
|
23 |
Досуг и увлечения жителей Великобритании |
|
|
24 |
Рождественские и пасхальные традиции |
|
|
25 |
Национальные праздники и фестивали Великобритании |
|
|
26 |
Знаменитые писатели Великобритании и их произведения |
|
|
27 |
Селебрити Великобритании: певцы, спортсмены, актеры |
|
|
28 |
Традиции английской кухни |
|
|
29 |
Шоппинг по-английски: знаменитые магазины, покупки |
|
|
30 |
Самые популярные виды спорта в Британии |
|
|
31 |
Футбол – национальная гордость |
|
|
32 |
Олимпийские игры в Лондоне (2012) |
|
|
33 |
Подготовка проекта « Моя Британия» |
|
|
34 |
Заключительный урок. Представление и демонстрация проектов. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
2) Примерная программа среднего образования по иностранному языку;
3) Книги для чтения на английском языке;
4) Элективные курсы, пособия по страноведению;
5) Географическая карта стран изучаемого языка;
6) Географическая карта мира;
7) Символика родной страны, стран изучаемого языка;
8) Технические средства обучения и оборудование кабинета (компьютер, проектор, магнетофон);
9) Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок;
10) Мультимедийные средства обучения.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
3.Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089).
5. Пособие «Волшебный английский Диснея» Н.Ярошенко, Т. Фролова
Напечатано по изданию «Волшебный английский Диснея»
6. Е.Н. Ченышова Учебно-практическое пособие «Азбука вежливости». – БГТИ (филиал)ГОУ ВПО « Оренбургский государственный университет», - Бузулук. – 2007. – 158 стр.
7. Интернет ресурсы
http://www.macmillaninspiration.com/original/resources/grammar
Требования к уровню подготовки выпускников 5 класса в соответсвии с новым стандартом:
Знать
-употребление артикля;
-отрицательные предложения с I don’t think;
-структуры настоящего времени;
-структуры настоящего простого в пассиве;
-прилагательные с –ed, -ing;
-структуры с can/can't;
-структуры прошедшего простого в пассиве.
-структуру с used to
- структуру so … /neither … .
Уметь
1) Говорение
Диалогическая речь. В 5 классе продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения как:
- начать, поддержать и закончить разговор;
- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
- выразить благодарность;
- вежливо переспросить, выразить согласие /отказ.
Объем диалогов – до 3-4 реплик со стороны каждого обучающегося.
При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:
- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
- дать совет и принять/не принять его;
- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем участие.
Объем диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого обучающегося.
При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:
- выражать свою точку зрения;
- выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера;
- выражать сомнение;
- выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).
Объем учебных диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого обучающегося.
Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:
- кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;
- передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
- делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания – до 5-8 фраз.
2) Аудирование
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие умений:
- выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования – до 1-2-х минут.
3) Чтение
Обучающиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5 классе, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов для чтения – 200-250 слов.
Умения чтения, подлежащие формированию:
- определять тему, содержание текста по заголовку;
- выделять основную мысль;
- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5 классе. Формируются и отрабатываются умения:
- полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);
- выражать свое мнение по прочитанному.
Объем текстов для чтения до 250 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся.
4) Письмо
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
-делать выписки из текста;
-писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания
-заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
-писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма – 50-60 слов, включая адрес).
(!) Социокультурные знания и умения
Обучающиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведен ческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения. Использование английского языка как средства социокультурного развития обучающихся на данном этапе включает знакомством с:
- фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
- оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
- иноязычными сказками и легендами, рассказами;
- с государственной символикой (флагом и его цветовой символи кой, гимном, столицами страны/ стран изучаемого языка);
- с традициями проведения праздников Рождества, Нового года и т.д. в странах изучаемого языка;
- словами английского языка, вошедшими во многие языки мира, (в том числе и в русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон английского языка.
Предусматривается овладение умениями:
- писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке;
- правильно оформлять адрес на английском языке;
- описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга, городов/сел/ деревень, в которых живут обучающиеся.
Языковые знания и навыки
1) Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
2) Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
3) Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Знание основных способов словообразования:
а) аффиксации:
-существительные с суффиксами –ness (kindness), -ship (friendship), -ist (journalist), -ing (meeting);
-прилагательные с суффиксами –y (lazy), -ly (lovely), - ful (helpful), -al (musical), -ic (fantastic), - ian/an (Russian), -ing (boring); - ous (famous), префиксом un- (unusual) ;
-наречия с суффиксом - ly (quickly);
-числительные с суффиксами –teen (nineteen), -ty (sixty), -th (fifth)
б) словосложения: существительное + существительное (football)
в) конверсии (образование существительных от неопределенной формы глагола – to change – change)
Распознавание и использование интернациональных слов (doctor).
4) Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений грамматических средств и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке ( We moved to a new house last year); предложения с начальным It и с начальным There + to be ( It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It was winter. There are a lot of trees in the park); сложносочиненных предложений с сочинительными союзами and, but, or; сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so; условных предложений реального (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would start learning French); всех типов вопросительных предложений ( общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple, Present Perfect, Present Continuous); побудительных предложений в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry.) форме
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи конструкций с глаголами на –ing: to be going to (для выражения будущего действия); to love/hate doing something; Stop talking. Конструкций It takes me … to do something; to look/ feel/ be happy.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи правильных и неправильных глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple, Present Perfect, Present Continuous); и формах страдательного залога в Present, Past, Future Simple; модальных глаголов и их эквивалентов ( may, can/ , must/have to/should); причастий настоящего и прошедшего времени; фразовых глаголов, обслуживающих темы, отобранные для данного этапа обучения.
Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей; неисчисляемых и исчисляемых существительных (a flower, snow) существительных с причастиями настоящего и прошедшего времени ( a writing student/ a written exercise); существительных в функции прилагательного ( art gallery), степеней сравнения прилагательных и наречий, в том числе, образованных не по правилу ( good-better-best); личных местоимения в именительном (my) и объектном (me) падежах, а также в абсолютной форме (mine); неопределенных местоимений (some, any); наречий, оканчивающиеся на –ly (early), а также совпадающих по форме с прилагательными (fast, high); количественных числительных свыше 100; порядковых числительных свыше 20.
Юлия
Учитель МОУ СОШ №44 г.Ярославля. Аспирант по специальности 13.00.02 в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского