Get Adobe Flash player
Среда, 24 Июня 2015 23:00

Речь без логических ошибок

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку.

В свете тенденций развития современного образования по русскому языку все большее внимание уделяется работе над развитием речи. Существует масса действительно эффективных пособий, систем работы, упражнений, где важное место уделяется работе по устранению речевых ошибок в речи учащихся.

Вычленение логических ошибок в отдельную категорию не предусмотрено критериями к ГИА (ни к ЕГЭ, ни к ОГЭ). В то же время нельзя отрицать наличие этих недочетов в речи обучающихся. Более того, мы глубоко убеждены, что именно логические ошибки мешают детям строить тексты, соблюдая последовательность мыслей, корректно, грамотно. Следовательно, каждому преподавателю просто необходимо выделять на уроке несколько минут для работы с упражнениями, ориентированными на устранение логических ошибок в речи учеников. Считаем, что данное пособие можно использовать и во внеурочной деятельности по русскому языку, учитывая, что в соответствии с новыми стандартами в классах, работающих по ФГОС, есть возможность выделить время для кружка, либо факультатива «Речь без логических ошибок».        

Класс: 5-11
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Место предмета: Курс «Речь без логических ошибок» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа, 1 час занятий в неделю. 
Содержание программы:

Введение(4ч).
Что такое логика? Взаимосвязь логического мышления и речевой деятельности. Логические ошибки в речи. Замечаешь ли ты логические ошибки?

Основные понятия в логике (6ч).

Суждение. Система мыслительных операций. Умозаключение. Знакомство с софизмами. Доказательство. Развитие логического мышления.

Основные законы логики (15ч).

Основные законы логики. Закон тождества. Подмена понятий. Закон противоречия. Общемыслительные категории. Закон исключенного третьего. Установление истинности или ложности суждений. Закон достаточного основания. Умение синтезировать и анализировать. Родовидовые отношения. Родовые и видовые понятия в русском языке. Классификация. Классификация языковых явлений. Построение определений понятий. Ошибки в построении определений понятий.

Нарушение лексических норм (6ч).

Плеоназм. Правильно используем слова. Тавтология. Тавтологические обороты в речи. Паронимы. Употребление паронимов в речи.

Итоговая работа (3ч).

Проектная работа «Исправляем логические ошибки».

 

Примерное тематическое планирование (34ч)

 

Тема

Кол-во часов

Примечание

по книге «1001 идея интересного занятия с детьми: логические ошибки в речи учащихся». Саглай И.В. Москва «Образ-центр» 2015

 

Введение

4

 

1

Что такое логика?

1

Предисловие

2

Взаимосвязь логического мышления и речевой деятельности.

 

Упр.29, 36

3

Логические ошибки в речи

1

Предисловие, упр.8, упр.19

4

Замечаешь ли ты логические ошибки?

1

Диагностическая анкета

 

Основные понятия в логике

6

 

5

Суждение.

1

Предисловие, упр.17,18

6

Система мыслительных операций.

1

Упр.31, 33, 35

7

Умозаключение.

1

Предисловие, игра 1

8

Знакомство с софизмами.

1

Упр. 31,33,35

9

Доказательство.

1

Предисловие, упр.20

10

Развитие логического мышления.

1

Упр. 21,22

 

Основные законы логики

15

 

11

Основные законы логики.

1

Предисловие, игра 1, упр.36, 37

12

Закон тождества.

1

Предисловие

13

Подмена понятий.

1

Упр. упр.23

14

Закон противоречия.

1

Предисловие, упр.30

15

Общемыслительные категории.

1

Упр. 32

16

Закон исключенного третьего.

1

Предисловие

17

Установление истинности или ложности суждений.

1

Упр.33

18

Закон достаточного основания.

1

Предисловие, игра 1, упр.15,16

19

Умение синтезировать и анализировать.

1

Упр. 33, 34, 35

20

Родовидовые отношения.

1

Предисловие, упр.2,3,4,

21

Родовые и видовые понятия в русском языке.

1

Упр. 5,6,7,30

22

Классификация.

1

Предисловие, упр.1, 9

23

Классификация языковых явлений.

1

Упр. 10,11,12

24

Построение определений понятий.

1

Предисловие, упр.13

25

Ошибки в построении определений понятий.

1

Упр. 14,15,16

 

Нарушение лексических норм

6

 

26

Плеоназм

1

Предисловие

27

Правильно используем слова.

1

Упр.27, 28

28

Тавтология

1

Предисловие

29

Тавтологические обороты в речи.

1

Упр.26, 28

30

Паронимы

1

Предисловие

31

Употребление паронимов в речи.

1

Упр.24,25

 

Итоговая работа

3

 

32-34

Проектная работа «Исправляем логические ошибки»

3

Упр.37, групповой проект

 

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Речь без логических ошибок»
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;
• формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. 
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться высказывать свое предположение;
• учиться работать по предложенному плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих представлений, понятий:

Логика

Логические ошибки

Законы логики

Классификация

Определение

Плеоназм

Тавтология

Паронимы

 

умений и навыков:

- овладение нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей;

- формирование логических навыков мышления;

- выделение главного, существительного в языковом явлении;

- установление сходства и различия между языковыми явлениями;

- группировка, классификация языковых явлений по определенному основанию;

-формирование обобщающих выводов;

- установление истинности или ложности тех или иных утверждений.

Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений является итоговая проектная работа, основная цель которой: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. 1.Гетманова А.Д. Логика. Учебник для вузов. М., 1986
  2. 2.Граудина Л.К. Теория и практика русского красноречия. М., 1989
  3. 3.Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990
  4. 4.Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. М., 1996
  5. 5.Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1994
  6. 6.Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. М., 1994
  7. 7.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975
  8. 8.Методика преподавания русского языка в средней школе/ Под редакцией Баранова М.Т. М., 2000
  9. 9.Методика преподавания русского языка / Под редакцией Текучева М.Н. М., 1983
  10. 10.«1001 идея интересного занятия с детьми: логические ошибки в речи учащихся». Саглай И.В. Москва «Образ-центр» 2015
Прочитано 740 раз Последнее изменение Понедельник, 29 Июня 2015 09:28
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии