Get Adobe Flash player
Воскресенье, 15 Мая 2016 18:57

Технология разработки Маршрутной карты самостоятельной работы учащегося.

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Подробная информация о содержании каждого модуля, особенностях технологического цикла на каждом этапе работы отражается в «развертке» модуля – Маршрутной карте самостоятельной работы ученика».

Основные требования к ее содержанию определяются назначением этого документа – создать условия для полностью или в значительной степени самостоятельной работы учащегося. Для этого в маршрутную карту включается следующая информация:

  • название модуля и его учебные цели (т.е. те цели, которые учитель ставить перед учащимися, а не перед собой);
  • количество занятий и их характер (постановочные, групповые, работа по целям);
  • виды работы на занятиях: указываются конкретные виды работы для каждого занятия. В предлагаемых видах работы обязательно предусматривается возможность для формирования (развития) умения, указанных в модульной программе;
  • темы докладов, рефератов, творческие работы, подготовка или представление которых предусматривается на занятиях;
  • домашние задания для всего модуля сразу;
  • информация, обязательная для повторения;
  • опорные термины и понятия;
  • четко сформулированные (обозначенные) результаты изучения модуля;
  • вариант итоговой проверочной работы.

Подготовленная таким образом маршрутная карта обеспечивает:

1.Возможность самостоятельного усвоения знаний учащимися до заданного (выбранного) уровня;

2.Условия для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения;

3.Передачу части управленческих функций педагога модульной программе, где эти функции трансформируются в функции самоуправления.

Для того чтобы эта трансформация могла осуществляться реально, и чтобы каждый ученик мог выбрать желаемый уровень освоения учебного предмета (базовый или углубленный), в маршрутную карту целесообразно вводить информацию по организации контроля и самоконтроля достижений учащихся. В модульном обучении обеспечение постоянной обратной связи является принципиальным требованием как к каждому модулю, так и к модульной программе в целом. Имея информацию об уровне сформированности тех или иных знаний и умений ученика, учитель может подбирать задания, способствующие дальнейшему развитию ребенка. Поэтому, в маршрутную карту обязательно включаются задания для контроля и самоконтроля учебной деятельности школьников.

Кроме того, в конце изучения каждого учебного элемента обязательно предусматривается промежуточный контроль для определения качества усвоения учебного материала и степени достижения частных дидактических целей.

Возможно, эта информация будет представлена как отдельная графа, в которой учитель указывает номера заданий из учебника или какого-либо другого источника, возможно – ссылка на специально подготовленные задания и т.п. Если промежуточный контроль организуется в виде самоконтроля, то для  заданий должны быть составлены ключи, пользуясь которыми, ученик может проверить правильность и качество выполненной им работы.

В ключе должны быть представлены нормативы оценивания и указания к дальнейшей работе. Например, если задание выполнено верно и полностью – оценка «5», можно переходить к следующему блоку работы. Если допущены  1 – 2 ошибки или исправления, небрежность в оформлении работы – оценка «4», необходимо выполнить следующие дополнительные задания: …   и т.п.

Для тех учащихся, которые хотят и могут освоить предмет углубленно, в маршрутном листе предусматриваются более сложные, исследовательского или творческого характера задания и проекты. Они могут быть вынесены в специальный учебный элемент или, имея условное обозначение *,  входить в состав любого учебного элемента. Эти задания обязательны для выполнения теми детьми, которые будут участвовать в олимпиадах по данному предмету. Для всех остальных – это задания по выбору на дополнительную оценку.

Чтобы ученик имел возможность работать самостоятельно на любом уровне сложности, модуль должен быть оснащен методическим руководством. Оно может оформляться отдельным листом в модульной программе и включать в себя следующую информацию:

1.Перечень источников информации, которые могут быть использованы для изучения содержания на базовом и углубленном уровне: учебники; учебные пособия; справочная и энциклопедическая литература; тела, вещества, аппараты и другие объекты; схематическая и символическая наглядность.

2.Методы учебно-познавательной деятельности, оптимальные для изучения содержания данного модуля и обеспечивающие взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся;

3.Возможные формы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке и дома;

4.Описание формируемых общеучебных умений.

Разработанная таким образом Маршрутная карта самостоятельной работы ученика выполняет две функции:

1. Служит моделью процесса изучения конкретного модуля, отражая цели и последовательность работы, особенности технологии обучения, результаты, которые должны быть достигнуты;  формы их текущего контроля и итоговой проверки.

2. Является основой для организации индивидуального образовательного маршрута ученика, предоставляя ему возможность в системе воспринимать все особенности работы с данным модулем.

   

Учащиеся могут выполнять задания маршрутной карты заранее (домашнее задание, проекты и т.д.)

 

Пример контрольной работы также предоставляется учащимся, они могут прийти (такие учащиеся есть) заранее и выполнить задания контрольной работы.

Прочитано 657 раз Последнее изменение Понедельник, 16 Мая 2016 17:02
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии