Рецензия на авторскую образовательную программу этнографического коллектива "Ляйсан"
Автор Никифорова Юлия ФедоровнаРецензия на авторскую дополнительную образовательную программу этнографического коллектива "Ляйсан"
Авторы программы: Мансурова Венера Абдулловна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории; Раскина Лариса Сергеевна, заместитель директора по учебной работе.
Учреждение, реализующее программу: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области".
Общая характеристика программы:
Направленность, в рамках которой реализуется программа "Ляйсан": культурологическая.
Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: этнографический коллектив "Ляйсан".
Возраст детей: 9–17 лет.
Срок реализации программы: 5 лет.
Структура программы соответствует требованиям, предъявляемым Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России. Программа "Ляйсан" составлена педагогически грамотно, логично, структурные компоненты взаимосвязаны и дают ясное представление об учебно-воспитательном процессе в объединении. Язык и стиль изложения текста программы четкий, ясный. Цели, задачи и способы их достижения согласованы между собой.
В 2011 году в программу "Ляйсан" были внесены изменения, обусловленные возникновением острой необходимости создания системы воспитания нового поколения людей с духовным видением мира. Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина стала методологической основой внедрения ФГОС второго поколения, что позволило наиболее полно учесть культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демографические особенности региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Изменения выразились как в увеличении срока реализации программы – с 3 лет до 5 лет (и, как следствие, увеличения количества часов по программе – с 432 часов до 936 часов), так и в форме планируемых результатов (от ЗУН к УУД).
Актуальность и новизна программы "Ляйсан" определена двумя составляющими. Первая – занятия по народному фольклору несут в себе большие возможности для нравственного воспитания и творческого развития детей и восстановление связей подрастающего поколения с культурой своего народа. Вторая составляющая расширяет возможности по изучению содержания татарской национальной культуры средствами дополнительного образования – комплексность изучения различных видов деятельности: национальные обряды, песни, танцы, устное народное творчество, краеведческая деятельность и изучение татарского языка на занятиях. Реализация образовательной программы позволяет осуществлять выявление и поддержку юных дарований, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся этнографического коллектива "Ляйсан".
Центральной идеей программы является приобщение детей к народным традициям и обычаям, культуре татарского народа и использование полученных знаний в своей жизнедеятельности, что подтверждает содержание программы, основанное на принципах логического построения и преемственности этапов ее реализации.
Тематический план программы представлен блочно-модульной системой и его содержание охватывает весь широкий спектр народного творчества: танец, песня, устное творчество, история татарского народа, обряды и обычаи.
Авторами программы четко определены формы работы, сочетание которых ориентированы на достижение успеха и развитие творческого потенциала воспитанников коллектива. Наибольший интерес вызывают такие формы проведения занятий: мастер-класс умельцев и знатоков народных традиций, фольклорные праздники, занятия в музеях, на домах сторожил.
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагога в рамках реализации программы этнографического коллектива "Ляйсан" и широко используется на занятиях объединения. Подтверждением целесообразности педагогического выбора являются высокая результативность и неослабевающий интерес всех участников учебно-воспитательного процесса.
В программе подробно описаны ожидаемые результаты и способы их проверки, что подтверждает наличие диагностического материала, тестовые и контрольные вопросы к изучаемым разделам программы.
Авторы программы доступно описали методическую систему реализации программы, воспользоваться которой может любой педагог, занимающийся этнографией и фольклором.
Широко представлен список используемой литературы, который ориентирован не только на педагогов, но и на воспитанников. Даны источники по изучению татарской литературы, традиций, истории.
Основной оценкой программы считаю ее высокую результативность, о чем свидетельствуют многочисленное участие воспитанников коллектива в разнообразных конкурсах (районного, областного уровня).
В 2012 году дополнительная образовательная программа этнографического коллектива "Ляйсан" была признана лауреатом областного и Всероссийского конкурсов авторских программ дополнительного образования детей.
Программа представляет несомненный интерес для педагогов в системе дополнительного образования и общего образования как способа расширения регионального компонента (например, введение элективных курсов).
Рецензент: Никифорова Юлия Федоровна, методист ДПШ первой квалификационной категории ______________________.
15.09.2014 года