Развитие модели обшественно-активного учреждения, обеспечивающего улучшения для здоровьясбережения и личной безопасности воспитанников.
Автор ГеннадийСовременное развитие российского общества напрямую связано с обновлением образования. Поиски новых форм в обучении и воспитании обучающихся связаны с процессом модернизации содержания образования, созданием оптимальных условий для позитивной социализации ребенка, гуманизации среды его обитания и жизнедеятельности.
История российского образования никогда не развивалась отдельно от общества. Образование всегда являлось фактором экономического роста и благосостояния любого общества, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, ответственные за свой выбор, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Общественная активность - это не только благотворительность, это жизненная позиция, при которой ты сам становишься более независимым, самостоятельным, способным, более самодостаточным.
Воспитательная система дополнительного образования – это открытая система. Поэтому проблема взаимодействия образовательного учреждения и среды, выстраивание социальных отношений является актуальной, а главное в этой деятельности - это объединение усилий образовательного учреждения, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых может гарантировать качество воспитательного процесса по гражданскому, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
На сегодняшний день наше учреждение, сохранив лучшие традиции воспитания, ведет активный поиск его нового содержания и средств работы с детьми. Выбор развития по модели общественно-активного учреждения позволит нам стать, я надеюсь, центром экологической культуры в городе.
Ценность модели общественно-активного учреждения - его адаптивность, привязанность к местным условиям, местным проблемам и нуждам местного населения. Именно это наш коллектив и демонстрирует, реализуя всевозможные социальные проекты и участвуя в различных акциях.
Когда потребности и интересы сообщества определены в работу включаются заинтересованные организации, люди, но за учреждением остается лидирующая роль. Оно дает своим выпускникам не только необходимый уровень образования, но и навыки гражданской активности и самореализации. Такая работа позволяет решить социальные проблемы сообщества, снижает социальную напряженность, помогает находить решение острых ситуаций местного уровня.
Общественно-активное учреждение - это организация, которая ставит своей целью не просто предоставление воспитательных и образовательных услуг ученикам, но и развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем.
Программа развития общественно-активного учреждения – это на сегодняшний день реальный путь для выживания: привлечения внебюджетных средств для развития образования, востребованности как образовательного учреждения, так и воспитания активной гражданской позиции у учащихся.
Дополнительное образование всегда представляет собой ведение, подготовку и узаконивание определенных форм общественной жизни. Оно всегда вовлечено в отношения с властью, общественными устоями и отдает предпочтение определенным формам знаний, которые подтверждают определенное видение прошлого, настоящего и будущего, превращает социальную направленность образования в активную силу демократических реформ.
Согласно плана развития, основными целями деятельности нашего учреждения является:
- пробуждать потенциал каждого ребенка, поддерживать и развивать его индивидуальность.
- создавать оптимальные условия для накопления личного опыта.
- способствовать самореализации воспитанников.
- учить детей и подростков эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Совершенствовать систему управления образовательным учреждением;
2. Развивать систему образовательной и воспитательной деятельности учреждения;
3. Совершенствовать материально – техническую базу;
4. Повышать уровень подготовки педагогических кадров;
Особое внимание мы уделяем патриотическому воспитанию. Сегодня его актуальность определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, учащиеся не испытывают гордости за историческое прошлое и настоящее нашей «малой» родины. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы, влиять на окружающую их социальную среду.
В рамках гражданско–патриотического воспитания в МКОУ ДОД РДЭЦ в д/о проводится:
- тематические занятия (История России; История нашей столицы; Символика России; и т.д.);
- спортивно массовые мероприятия;
-участие в акциях, направленных на пропаганду героико-патриотической тематики;
- участие в краевых и районных конкурсах;
- развивается волонтёрское движение;
Также в учреждении с апреля 2012 года принято решение о реализации программы «Школа безопасности» и создании отделения Ставропольского регионального детско-юношеского общественного объединения «Школа безопасности» на территории Петровского муниципального образования. Общественное детское движение учащихся Северокавказского федерального округа создано с целью формирования у обучающихся образовательных учреждений сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях, стремление к здоровому образу жизни.
В ходе подготовки и проведения занятий и соревнований «Школа безопасности» решаются следующие задачи:
пропаганда и популяризация среди учащихся здорового и безопасного образа жизни;
проверка уровня и качества практической подготовки, учащихся по программе курса ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»);
пропаганда Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности»;
Одним из направлений деятельности центра является развитие экологического воспитания. В нашем учреждении создаются благоприятные условия для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых. Осуществляется действенная забота о себе через заботу, об окружающей среде.
Районный «Детский экологический центр» является региональным отделением общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета». Используя многолетний положительный опыт ежегодно организуются и проводятся целый ряд районных природоохранных акций. (Чистый Куцай, Живи родник, Посади дерево, Сохраним природу Ставрополья и тд.)
Любое учреждение, в том числе общественно-активное, решает ежедневно множество проблем.
Здоровьесбережение - наиболее актуальная проблема для всех
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных социальных, медико-биологических, экономических и политических задач, стоящих перед современным обществом. Успешность обучения и воспитания школьников во многом обусловливается состоянием здоровья, функциональными и адаптивными возможностями организма.
В воспитательно-образовательном процессе ОУ можно выделить основные виды здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
Проанализировав деятельность нашего учреждения по здоровьязбережению, педагогом необходимо порекомендовать:
- включать при проведении занятий более активные формы их проведения;
- проводить мониторинг состояния здоровья воспитанников (особенно воспитанников д/о участвующим в спортивных мероприятиях);
- использовать материалы программы «Школа безопасности» при проведении «дней здоровья», спортивных конкурсов и тд.
-администрации учреждения пополнить материально-техническую базу спортивным инвентарём.
- создать информационный уголок здоровья и безопасности.
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Наш районный «Детский экологический центр» в рамках политики модернизации образования находится на этапе создания и внедрения новых моделей организации учебно-воспитательного процесса, призванных обеспечить подготовку учащихся к жизни в условиях динамично развивающейся экономики, информационных технологий.