Get Adobe Flash player
Четверг, 30 Октября 2014 20:03

Современное понимание выразительности речи

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Автор статьи: Паничева Наталья Владимировна

28 октября  2014 год

Современное понимание выразительности речи

 

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

 

Нужно заметить, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики.

 

 

Опыт работы показывает, что, к сожалению, не все дети дошкольного возраста способны ярко, связно, образно рассказать о пережитом, увиденном, услышанном. Чаще всего это свойственно детям, воспитывающимся в культурной речевой среде, где одобряются удачные высказывания детей, где заботятся о том, чтобы речь и взрослых, и детей была правильной.

 

Это доказывает необходимость развития речевой деятельности ребенка в единстве двух ее сторон: логической и эмоционально-выразительной.

 

Остановимся более подробно на понятии «выразительность речи» и на том, насколько доступно овладение выразительностью дошкольниками.

 

Итак, понятие «выразительность речи» включает в себя вербальные и невербальные средства выразительности /С. Л. Рубинштейн/. К вербальным средствам относится язык в единстве всех его сторон: грамматической, лексической, фонетической, синтаксической, морфологической. К невербальным средствам выразительности относятся: мимика, жесты, пантомимика, которые усиливают воздействие на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи. При адекватном использовании этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передает содержание мыслей и чувств говорящего.

 

По мнению отечественных ученых, выразительность является особенностью речи. Ее можно рассматривать как качественную характеристику речи и как показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.

 

Синонимом понятию «выразительность речи» может быть понятие «красноречие», т. е. способность говорить красиво и убедительно. При этом «красиво» - значит ясно, выразительно, правильно.

 

Итак, четыре названных качества речи составляют суть красноречия. Рассмотрим более подробно подходы к формированию этих качеств речи у детей дошкольного возраста.

 

Мышлению ребенка дошкольного возраста свойственна конкретность, образность. Его речь насыщена примерами из собственного опыта, из жизни семьи, почерпнутыми из литературных произведений, сказок. Надо лишь помочь ребенку рассказывать последовательно, связно. А в разговорах с детьми опираться на известные им события, содержание прочитанных книг, словом, на доступные им реалии.

 

Использование интонаций, эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок придает речи выразительность – делает ее яркой, образной, т. е. «красивой» и вместе с тем  убедительной.

 

Даже совсем маленькому ребенку доступны эти выразительные средства: восклицания, повторы слов (большой – большой), гиперболы (преувеличения). Ребенок не подбирает их, они непроизвольны и отражают свойственную детям первых лет жизни эмоциональность. К старшему дошкольному возрасту, эта непроизвольная эмоциональность спадает, и речь ребенка может стать маловыразительной, если не побуждать его к осознанному подбору выразительных средств.

 

Одно из них – интонация. Известно, что еще в младенческом возрасте ребенок начинает реагировать на интонацию речи взрослых (раньше, чем на значение слова), в последствии – пользоваться ею как средством воздействия на близких. В речи дошкольника можно отметить интонацию просьбы, требования, каприза, ласковую, просительную, повествовательную. Владение всеми видами интонации полезно, если ими пользоваться сообразно обстоятельствам. Интонационное богатство речи надо развивать. Полезно в этом отношении прослушивание записей сказок, стихотворений, рассказов в исполнении артистов, а также вовлечение ребенка в игры, в которых он учится менять тембр и высоту звуков.

 

Требует внимания и темп речи. Некоторые взрослые и дети говорят очень быстро, скороговоркой, что ведет к смазанной речи, невнятности. Неприятное впечатление производит и замедленная речь, неоправданные паузы между словами, заполняемые ненужными звуками.

 

Как уже говорилось выше, выразительность речи говорящего придают мимика, жесты. Приветлив, улыбчив ли ребенок, или для него характерно суровое выражение лица – это, как и многое другое, зависит от окружения.

 

Выразительность речи – это, конечно, и богатый лексикон. При этом следует воспитывать у ребенка привычку употреблять слова, смысл которых ему известен, а о значении незнакомых слов – спрашивать у старших. К. Д. Ушинский обращал внимание на то, что в процессе развития детской речи ребенок в силу особой подражательности овладевает языком взрослых, но сам еще не дорастает до этого языка. Поэтому множество слов, употребляемых ребенком, еще не являются его духовным достояние. Без этого у ребенка может появиться склонность к пустословию, бессмысленной болтовне, которую некоторые взрослые, окружающие ребенка, принимают за красноречие и не пресекают, как следовало бы, а, напротив, поощряют.

 

Полезно предлагать ребенку подбирать определения к тому или иному слову или синонимы, т. е. слова, близкие по значению, придумывать сравнения. При этом, конечно, нет нужды употреблять сами термины. Ребенок прекрасно поймет, если назвать слово и спросить, каким словом его заменить, чтобы смысл не изменился, или с чем можно сравнить то или иное явление.

 

Богатый материал для насыщения речи средствами выразительности дает отгадывание загадок, придумывание сказок с традиционными присказками. Образность придают речи пословицы и поговорки. Если взрослые широко используют их, они легко откладываются в сознании ребенка, и при случае он не преминет и сам употребить ту или иную. Полезно поговорить с ребенком о смысле той или иной пословицы.

 

Однако, заботясь о насыщении детской речи средствами выразительности, надо вместе с тем соблюдать меру. «Нельзя же перегружать детский мозг огромными дозами таких недетских эпитетов, как «трогательный», «изысканный», «томный», «роковой» и т. д. Для ребенка ни один из них не имеет (и не может иметь) никакого конкретного смысла, так как все они – за пределами его личного опыта, и те родители, которые торопятся навязать их ребенку, тем самым приучают их к пустословию», - писал К. И. Чуковский (3, с. 12)

 

Наряду с развитием выразительности необходимо формировать у ребенка правильность речи, т. е. помогать ему овладевать правильным произношением слов (звукопроизношением и ударением), а также грамматическими формами.

 

Еще одна сторона красноречия – способность говорить убедительно. В этом ребенок тоже может преуспеть под руководством взрослых. Старшему дошкольнику будут полезны устные «сочинения», требующие от него развернутого обоснования своего мнения.

 

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что овладение красивой – правильной, ясной, образной и убедительной – речью начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

 

Овладение родным языком, развитие коммуникативных способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

 

 

 

Литература:

 

  1. 1.Беседы о языке. Что делает нашу речь выразительной? И. Голуб. – Ж. «Дошкольное воспитание» №6, 1996.
  2. 2.Глоцер Вл. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. – М.:Просвещение, 1964.
  3. 3.Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие/ Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева и др. – М.: Просвещение, 1984.
  4. 4.Недоспасова В. А. Растем играя: Сред. И ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей о родителей – М.: Просвещение, 2003.
  5. 5.Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа./ Под ред. О. М. Дьяченко – М.: Гном – Пресс, 1999.
  6. 6.Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада /Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. – М.: Просвещение, 2004.


 

 

Прочитано 1536 раз Последнее изменение Пятница, 31 Октября 2014 17:12
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии