Get Adobe Flash player
Вторник, 24 Февраля 2015 20:48

Мастер-класс «Кукла-колокольчик своими руками»

Автор 
Оцените материал
(3 голосов)

Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы «Кукла-колокольчик своими руками»

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах приобщения дошкольников к основам национальной культуры через ознакомление с традиционными куклами и оберегами.

 Задачи:

    1. 1.Расширить представления родителей о роли народной культуры в воспитании дошкольников.
    2. 2.Расширить представления родителей о народных традиционных оберегах.
  • 3.Научить выполнять  из ткани куколку «Колокольчик»
  •  Материалы и оборудование:

      1. 1.План-конспект мастер-класса, презентация по этапам работы.
      2. 2.Образцы работы в ткани.

    Воспитатель:  Здравствуйте, уважаемые родители!

    Мы очень рады вас видеть. Спасибо за то, что нашли время  прийти  сегодня пораньше и принять участие в совместном занятии  с детьми.

    Дома дел, ну выше крыши,

     просто кругом голова,

    но мы ради ребятишек

    отложили все дела.

    И начинаем  мастер-класс по изготовлению куклы Колокольчик.

    У наших  детей  очень много самых разных игрушек и игр: самые любимые - это конструкторы Лего, куклы Барби.

    Ребята, а есть ли у вас игрушки, сделанные руками ваших мам, пап или руками ваших родных? (Ответы детей) Да, немногие из вас могут похвастаться игрушками-самоделками. А самодельными куколками? (Ответы детей)

    А в старину же куклой называли любую скульптурку, фигурку, которая изображала человека и служила для игры — ритуальной или дет­ской.

    Куклы-обереги или амуле­ты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. О них сочиняли сказ­ки, в которых куклы представали волшебны­ми помощницами, охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Их любили, берегли, передавали по наследству. Ими любо­вались, брали в руки, носили с собой... и, на­конец, стали ими играть.

    В русских крестьянских семьях игру в кук­лы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополуч­нее жизнь. А если с куклами плохо обращать­ся, играть небрежно и неряшливо — неприят­ностей не миновать.
    Современному ребенку нужна народная кукла. Основным является то, что ребенок сам (под руководством родителей, воспитателей) ее мастерит — кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию пози­тивного Образа мира и себя в нем, прогнозированию положи­тельного Образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых.

    Само изготовление народных кукол обладает некоторыми особенностями. 

    У всех традиционных народных кукол нет лица. А почему куклам не рисовали лица, наверное, смогут рассказать наши ребята. (Ответы детей) Да, правильно, существовало поверие: если у куклы будет лицо, в нее вселится душа или перетечет душа играющего с ней ребенка.

    С психологической точки зрения безликая кукла более приспособле­на к игре, к смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребенка, развивает его воображение, чем кукла, имеющая конкретное лицо, с застывшим раз и навсегда выражением.

    Совместное с взрослым изготовление народных кукол способствует разрешению мно­гих внутренних проблем ребенка. Делая своими руками кук­лу, ребенок невольно выражает и выводит на материальный план свои внутренние проблемы. Задачи педагога: увидеть эти проблемы и помочь их разрешению с помощью игры. Цель таких игр — принятие своего «Я», налаживание взаимоотно­шений с внешним миром. 

    Нравственное вос­питание осуществляется в процессе сюжетно-ролевой и ре­жиссерской игры. Например, в серии игр для девочек рас­сматриваются такие темы, как «женская судьба», «свадьба», «семья», «сказка». Таким образом, изготавливая кукол своими руками, дети уже вкладывают в них свое представление о семье. Далее с помощью игры ребенок осмысливает эти представления. В ходе обыгрывания народных кукол дети знакомятся с укла­дом жизни традиционной патриархальной семьи. Обучая детей навыкам изготовления традиционной куклы, следует всячески поощрять их стремление к самостоятельному труду, несмотря на то, что детские поделки и будут поначалу далеки от желаемого результата. Работа над куклой для ребенка – это не только источник яркого переживания, радостного удивления, важно, что созидая, он приобщается к традициям народной культуры, к истории своего края.

    А сможете ли вы узнать на следующих слайдах кукол? (Демонстрируются слайды с изображением кукол: кукла Крупеничка, кукла закрутка, кукла Десятиручка, куклы Неразлучники, кукла Мама.

    Сегодня мы предлагаем вам сделать вместе со своим ребенком куколку - колокольчик.

      • Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
      • Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
      • У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

    РОДИТЕЛИ С ДЕТЬМИ МАСТЕРЯТ КУКЛУ - КОЛОКОЛЬЧИК.

    Поэтапное изготовление куклы-колокольчика демонстрируется воспитателем.

    А теперь для вас, друзья,

    Есть веселая игра.

    Есть в игре один секрет,

    Опоздавшим места нет!

    ПРОВОДИТСЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «Золотые ворота»

     

     

     

    Прочитано 3278 раз Последнее изменение Пятница, 17 Июля 2015 11:12
    Наталья Викторовна Лыкова

    Я - воспитатель, работаю в детском саду города Перми. 

    Последнее от Наталья Викторовна Лыкова

    Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии