Мастер-класс «Кукла-колокольчик своими руками»
Автор Наталья Викторовна ЛыковаМастер-класс для родителей и детей подготовительной группы «Кукла-колокольчик своими руками»
Цель: повышение компетенции родителей в вопросах приобщения дошкольников к основам национальной культуры через ознакомление с традиционными куклами и оберегами.
Задачи:
- 1.Расширить представления родителей о роли народной культуры в воспитании дошкольников.
- 2.Расширить представления родителей о народных традиционных оберегах.
Материалы и оборудование:
- 1.План-конспект мастер-класса, презентация по этапам работы.
- 2.Образцы работы в ткани.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!
Мы очень рады вас видеть. Спасибо за то, что нашли время прийти сегодня пораньше и принять участие в совместном занятии с детьми.
Дома дел, ну выше крыши,
просто кругом голова,
но мы ради ребятишек
отложили все дела.
И начинаем мастер-класс по изготовлению куклы Колокольчик.
У наших детей очень много самых разных игрушек и игр: самые любимые - это конструкторы Лего, куклы Барби.
Ребята, а есть ли у вас игрушки, сделанные руками ваших мам, пап или руками ваших родных? (Ответы детей) Да, немногие из вас могут похвастаться игрушками-самоделками. А самодельными куколками? (Ответы детей)
А в старину же куклой называли любую скульптурку, фигурку, которая изображала человека и служила для игры — ритуальной или детской.
Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. О них сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Их любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой... и, наконец, стали ими играть.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо — неприятностей не миновать.
Современному ребенку нужна народная кукла. Основным является то, что ребенок сам (под руководством родителей, воспитателей) ее мастерит — кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию позитивного Образа мира и себя в нем, прогнозированию положительного Образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых.
Само изготовление народных кукол обладает некоторыми особенностями.
У всех традиционных народных кукол нет лица. А почему куклам не рисовали лица, наверное, смогут рассказать наши ребята. (Ответы детей) Да, правильно, существовало поверие: если у куклы будет лицо, в нее вселится душа или перетечет душа играющего с ней ребенка.
С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, к смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребенка, развивает его воображение, чем кукла, имеющая конкретное лицо, с застывшим раз и навсегда выражением.
Совместное с взрослым изготовление народных кукол способствует разрешению многих внутренних проблем ребенка. Делая своими руками куклу, ребенок невольно выражает и выводит на материальный план свои внутренние проблемы. Задачи педагога: увидеть эти проблемы и помочь их разрешению с помощью игры. Цель таких игр — принятие своего «Я», налаживание взаимоотношений с внешним миром.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе сюжетно-ролевой и режиссерской игры. Например, в серии игр для девочек рассматриваются такие темы, как «женская судьба», «свадьба», «семья», «сказка». Таким образом, изготавливая кукол своими руками, дети уже вкладывают в них свое представление о семье. Далее с помощью игры ребенок осмысливает эти представления. В ходе обыгрывания народных кукол дети знакомятся с укладом жизни традиционной патриархальной семьи. Обучая детей навыкам изготовления традиционной куклы, следует всячески поощрять их стремление к самостоятельному труду, несмотря на то, что детские поделки и будут поначалу далеки от желаемого результата. Работа над куклой для ребенка – это не только источник яркого переживания, радостного удивления, важно, что созидая, он приобщается к традициям народной культуры, к истории своего края.
А сможете ли вы узнать на следующих слайдах кукол? (Демонстрируются слайды с изображением кукол: кукла Крупеничка, кукла закрутка, кукла Десятиручка, куклы Неразлучники, кукла Мама.
Сегодня мы предлагаем вам сделать вместе со своим ребенком куколку - колокольчик.
-
- •Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
- •Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
- •У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
РОДИТЕЛИ С ДЕТЬМИ МАСТЕРЯТ КУКЛУ - КОЛОКОЛЬЧИК.
Поэтапное изготовление куклы-колокольчика демонстрируется воспитателем.
А теперь для вас, друзья,
Есть веселая игра.
Есть в игре один секрет,
Опоздавшим места нет!
ПРОВОДИТСЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «Золотые ворота»
Наталья Викторовна Лыкова
Я - воспитатель, работаю в детском саду города Перми.