Get Adobe Flash player
Среда, 07 Октября 2015 16:02

Как хорошо уметь писать! Развитие мелкой моторики и графических навыков

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.        

 

 

   У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учитывая важность данной проблемы, мною разработана современная педагогическая методика, которая позволяет развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста, и может быть использована как педагогами, так и родителями для занятий с детьми. Работа по развитию мелкой моторики начинается задолго до поступления детей в школу.

 

Цель: Формирование артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

 

Задачи:

 

1. Изучить литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у дошкольников.

2. Изучить влияние развития мелкой моторики на развитие речи.

3. Изучить особенности организации логопедической работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи.

4. Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

5. Модернизировать предметно-развивающую среду логопедического     кабинета.

6. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук.

7. Совершенствовать мышечный тонус пальцев рук.

8. Развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук.

9. Формировать элементарные специфические графические навыки.

10. Развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга.

11. Формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.

 

Правила при работе по развитию мелкой моторики:

 

1. Подбор заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности.
2. Учёт индивидуальных особенностей ребенка, темпа его развития,        возможностей, настроения.
3. Проведение работы регулярно, систематически.
4. Соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
5. Повышение у детей интереса к упражнениям и заданиям, превращение их в занимательную игру.
6. Забота о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

 

Разработчик проекта: учитель-логопед Моргульчик С. Е.

 

Участники проекта: дети подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, воспитатели группы, родители.

 

Сроки реализации: 01.10. 2015 г.- 30.05. 2016 г.

 

Этапы проекта:

 

1 этап – подготовительный.

 

Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделён на блоки и включает в себя:

 - Сбор информации по данной теме.

- Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.

- Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями

- Подбор материала (игрового и методического).

 

2 этап – основной.

 

Работа по развитию мелкой моторики руки на этом этапе реализуется через разные виды деятельности.

Содержание работы построено так же по 3 блокам педагогического процесса, с использованием комплексного подхода. Развитие мелкой моторики присутствует в любом виде деятельности  (игровой, продуктивной, художественно-речевой, театрализованной, режимных моментах)

 

1 блок непосредственная образовательная деятельность.

Включает цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных). Взрослый здесь всегда инициатор.

 

2 блок – совместная деятельность логопеда с детьми.

Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, пальчиковые игры...).

Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

 

3 блок взаимодействие с родителями.

Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

 

В рамках данного блока используются как традиционные, так и не традиционные формы работы:

- Родительские собрания.

- Широко используется  наглядная информация.

- Семинары-практикумы.

- Проведение конкурсов, выставок, праздников, развлечений совместно с родителями.

- Проведение мастер-классов.

Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников - помощников по решению проблем  по данному направлению.

 

 3 этап – итоговый.

 Он включает в себя диагностический блок, цель которого -  подведение итогов работы, выявление результатов и определение дальнейшей работы.

Следует сказать, что работа, проводимая по данному направлению, оказывает влияние на развитие ребёнка в целом. Благодаря целенаправленной системы работы с детьми у детей улучшились:

 

- Улучшилась речь.
- Ловкость руки.
- Переключаемость с одного вида движений на другой.
- Внимание.
- Глазомер.
- Зрительная память.
- Усидчивость.
- Аккуратность.

- Фантазия.
- Образное мышление.

 

Система работы по развитию мелкой моторики и графических навыков.

 

Дата

Формы работы

Содержание деятельности

Октябрь

I-II нед.

 

 

 

 

 

 

Подгрупп.

Подгрупп.

 

Подгрупп.

Диагностическое обследование, составление плана коррекционной работы.

Совместный с воспитателями анализ результатов диагностики.

Подбор необходимого оборудования.

Анкетирование родителей.

Игры на координацию движений рук.

Игры с произвольными простыми движениями по команде взрослого.

Игры с воображаемыми предметами «Запомни-повтори», «Левая-правая»,

 «Наоборот», «Покажи предмет», этюды, речь с движением

III-IV нед

 

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Консультация для воспитателей группы.

Графические упражнения «Дорожки», «Дождик», упр. «Обведи, раскрась».

Лепка зёрнышек для птичек, вырезание дорожек для птичек.

Самомассаж подушечек пальцев. Игра с пальчиками «Дружба».

Перебирание и сортировка круп и семян.

Сматывание нитки в клубок.

Конструирование из счётных палочек.

Игра «Зоопарк »

Ноябрь

I-II нед.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Игра с пальчиками «Жучок».

Шнуровка «Птицы на дереве».

Самомассаж пальцев с помощью карандаша.

Трафареты.

Игра с прищепками «Ёжик».

Изготовление бус из разноцветных скрепок.

Магнитный лабиринт.

Планшетная игра «Раскрась».

Подготовка проекта для родителей.

Разработка памяток для родителей.

III-IV нед.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

 

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Родительское собрание на тему: «Развитие и совершенствование мелкой

моторики пальцев и кистей рук».

Игра с пальчиками «Овощи».

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек».

Игра «Выложи из спичек» (по образцу).

Плетение из бумаги.

Игры «Пассадо», «Сырный ломтик».

Планшетная игра «Дорисуй фигуру».

Декабрь

I-II нед.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Игра с пальчиками « В лесу».

Игра «Собери бусы».

Игра «Помоги Золушке» (перебирание круп).

Игра «Тактильные дощечки».

Игры с фланелеграфом.

Вырезание ножницами картинок.

Игра «Шнур-затейник».

Магнитный лабиринт.

III-IV нед.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Ниткография: «Выложи узор».

Игра «Гномик» (пристёгивание пуговиц, кнопок. липучек).

Игры  с пальчиками «Солнышко», «Баран».

Наматывание нитки на катушку, игра «Пуговицы».

Пластилинография.

Игры с мелкими волчками.

Геоконт, конструктор букв, игры с песком.

Планшетная игра «Пчёлка».

Январь III-IV нед.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Подрупп.

Индивид.

Игра с пальчиками «Дом и ворота».

Упражнение «Обведи, заштрихуй».

Игра «Выложи такой же узор из пуговиц».

Игра с прищепками «Гусеница».

Печатание штампами.

Перебирание чёток.

Игры «Определи на ощупь», «Готовим кораблик в путешествие».

Игры на планшете «Нарисуй фигуру».

Февраль I-II нед.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Игра с пальчиками «Зайка в лесу».

Пальчиковый театр.

Игра «Загони шарик в ворота».

Бисероплетение.

Игра «Выложи из семян».

Завязывание бантов, узлов.

Книга-лабиринт.

Лепка букв из песка.

III-IV нед.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Игры с пальчиками « В гостях», «Черепаха».

Самомассаж ладоней «Ёжик», пальцев «Брёвнышки».

Игра «Разложи разноцветные горошины».

Рисование по манке.

Рисование по клеткам.

Игра «Лыжи» (с крышками).

Игра «Паровозик-Грамотей».

Игра «Сенсино».

Март   I-II нед.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Игра «Выложи узор».

Дорисуй вторую половинку.

Игра с пальчиками «Сказка».

Речь с движением «Кокон».

Игра с аппликатором «По кочкам».

Застёгивание молний, крючков.

Конструктор букв.

Игры с песком «Причудливые узоры».

III-IV нед.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Игра с пальчиками «На печке».

Изготовление аппликации «Цыплята».

Самомассаж пальцев, показ букв с помощью пальцев.

Игра «Резинки» (разной упругости).

Конструирование букв из проволоки.

Шнур-затейник «Яблонька».

Бисерография.

Апрель I-II нед.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Упражнение «Надень резинку на мяч».

Игра с пальчиками «Утята».

Игры с мозаиками.

Игры «Пристегни пуговицу», «Завяжи узел».

Нахождение мелких предметов в сухом бассейне.

Шнур-затейник «Ромашка».

Печатание фигур, штриховка.

Игра «Сороконожка».

Апрель

III – IV нед.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Шнуровка «Домик».

Игра с пальчиками «Птицы на кормушке».

Лепка птиц, вырезание корма из полоски бумаги.

Массажные мячики.

Собирание из прищепок фигур, букв.

Зоопарк из Тарамбуко.

Печатание по клеткам тетради.

Май I - II    нед.

 

III -IV нед.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Упражнение с аппликатором «Облако-тучка».

Игра с пальчиками «Зимние забавы».

Игры с дощечками «Проведи шарик по дорожке разными пальчиками».

Игры с конструктором.

Чтение потешек, сказок, в сопровождении с показом при помощи рук

различных изображений.

Обрывание бумаги разной плотности и фактуры.

 

В заключении хочется отметить, что разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

 

Прочитано 1900 раз Последнее изменение Понедельник, 12 Октября 2015 12:33
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии