Применение информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) классов.
Автор НатальяПрименение информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) классов.
Использование компьютеров в образовании уже стало повсеместным явлением, так как современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить» каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает урок на порядок ярче.
В нашей школе использование компьютеров на уроках постепенно начинает применяться. Основой практического применения школьного опыта является программа Intel «Обучение для будущего», которая синтезирует преимущества и возможности компьютерных технологий, готовит учителей к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися информационно-коммуникативных технологий.
Развитая материально-техническая база школы - интерната превратила школу в центр информационных технологий – результат оборудованный компьютерный класс.
Также в школе активно используется такое современное мультимедийное средство как интерактивная доска, которая позволяют учителю полностью управлять любой компьютерной демонстрацией выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.
Педагоги школы ведут документацию, делают презентации, тесты, подбирают иллюстрации к уроку, используют Интернет для поиска и размещения информации, общения, некоторые создают персональные сайты или становятся членами сетевых сообществ по интересам.
Необходимо отметить, что профессиональная подготовка педагогов школы позволяет использовать ресурсы компьютера на уроках.
Использование информационных компьютерных технологий на уроках способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания воспитанников коррекционной школы VIII вида, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет изучения учебного материала в индивидуальном темпе, устанавливает межпредметные связи, помогает осуществлять управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.
Существует основные способы использования мультимедиа, которые используюся на уроках в нашей школе:
- тестовые задания в электронных таблицах Excel по промежуточному и итоговому контролю;
- алгоритмы решения простых задач с применением программы Excel;
- система комбинированных и обобщающих уроков, направленных на формирование целостной картины окружающего мира / урок-путешествие с элементами беседы и использования интерактивной доски;
- нестандартные уроки — презентации (например, «Урок - блок», «Марафон знаний», «Урок – исследование»);
- индивидуальные карточки-задания в бумажном и электронном виде;
- карточки помощи пошагового выполнения виртуальных лабораторно-практических работ;
- индивидуальные задания к интерактивным моделям, виртуальным лабораторно-практическим работам (например: Какой принцип лежит в основе оформления документов о принятии на работу? Какие команды должен выполнить ученик в случае изображенном на рисунке?).
Использование мультимедийных средств на уроках позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным, так как информационно-компьютерные средства обучения можно использовать на любом этапе урока:
- самостоятельно изучать материал по учебнику или конспектам программ с использованием анимации процессов (например, правила поведения в общественном транспорте);
- составлять вопросы к рисункам, схемам, (особенно это используется на уроках трудового обучения); отвечать на домашнее задание, используя анимации;
- готовить сообщения, мини-исследования по материалам Интернета;
- осуществлять информационный поиск (например, составлять монографию детской зоны или зоны отдыха по проектной деятельности);
- делать тематическую подборку в Интернете рисунков.
Регулярное использование дифференцированного материала с использованием мультимедийного оборудования на уроках вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в информационное общество.
Кроме того, информационные технологии можно активно использовать во внеурочной деятельности. Модель использования ИКТ вне урока:
- поиск информации в Интернете и других источниках, так на республиканском семинаре «Инновационные подходы к взаимодействию специалистов, работающих с детьми с ОВЗ» на занятии Лаборатория «Декор.ру», учащиеся 5 класса провели онлайн-консультацию по подготовке и декорированию цветочных горшков, которые находятся в зоне отдыха.
- фиксация записи в процессе проектной деятельности, где так же на семинаре была показана работа с интерактивной доской на занятии лаборатории «Виртуальный ландшафтный дизайн», где учащиеся укомплектовали зону отдыха.
- подготовка выступления с использованием презентаций при защите проектов и исследовательских работ, помогает учащимся активно участвовать в конкурсах мультимедийных презентаций: «Школа – наш дом», «Вместе мы можем», «Профессия моих родителей» «Прочитай, не пожалеешь»
- кружковая деятельность.
В школе работает кружок «Юный информатик», где учащиеся обучаются основам компьютерной грамотности. Учащиеся создают презентации, буклеты, слайд-фильмы. Дети с удовольствием создают фильмы к праздничным датам «День учителя», «8 Марта», «День Защитника Отечества», «Последний звонок». В ходе проекта «Дом, в котором мы живем» был выпущен фильм о школе.
Во внеурочное время использование компьютерного класса направлено на воспитание нравственно-этических и моральных качеств детей, их взаимопонимание, взаимовыручку. Воспитательные мероприятия, проводимые в каждой группе учащихся, интересные, захватывающие, побуждают детей к обдуманным положительным поступкам.
При этом задача педагога состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения компьютерных технологий в получении новых знаний, показать ребенку с ограниченными возможностями, что компьютер - это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнаётся новое.
Таким образом, эффективность инновационной деятельности учителя специальной (коррекционной) школы, а именно применение информационно – коммуникативных технологий, во многом зависит от комплекса мер по ее обеспечению — методологическому, программно-методическому, организационно-педагогическому и техническому. При этом очевидно, на наш взгляд, что определяющим фактором, существенно влияющим на результат, является отношение педагога, других субъектов образовательного процесса к нововведениям, степень принятия нового и готовность к его применению, способность к рефлексии и проблемному анализу происходящих изменений.
Подводя итоги вышесказанному хочется отметить, что наши особые дети живут в постоянно меняющемся и совершенствующемся мире, мире информации, поэтому мы считаем главным на данном этапе развития специального образования использование информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Наталья
работаю учителем трудовогго обучения