Актуальность.
Напряженный характер учебы, большой объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое воздействие на детский организм. В целях совершенствования системы физического и психического воспитания и образования школьников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка.
Для разрешения этой проблемы мы взяли идею проведения «Недели психологии». Во время работы будут охвачены все субъекты образовательного процесса МАОУ Шигаевская СОШ: (учащиеся 1-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классов, педагоги и администрация школы).
Цели и задачи.
Цель: создание условий для формирования психологической культуры обучающихся и педагогов школы, содействие сохранению, укреплению психологического здоровья учащихся и педагогов, приобщение к ценностям здорового образа жизни через инновационные технологии.
Задачи:
- повысить психологическую компетентность учащихся, педагогов.
- создать путем проведения широкого круга мероприятий стимулы, способствующие вовлечению всех школьников в оздоровительные мероприятия.
- содействовать развитию грамотной и здоровой личности учащихся.
- способствовать личностному росту педагогов и учащихся;
- способствовать формированию учебной мотивации и познавательных интересов;
- способствовать формированию у учащихся ощущения поддержки и успеха.
- способствовать осознанию необходимости здорового образа жизни.
Форма проведения:
- конкурс рисунков;
- работа с плакатами на переменах;
- развивающие уроки;
- психологические игры;
- тренинг.
Принципы построения «Недели психологии в школе».
При общем планировании недели мы исходили из нескольких рабочих принципов.
- Целостность и законченность, то есть психологически очерчены начало и конец недели.
- Цикличность и преемственность, то есть каждый день является продолжением предыдущего. Каждый день несет, в том, числе, и определенную информацию для размышления.
- Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов и почти не затрагивают учебно – воспитательный процесс.
- Общая психологическая атмосфера. В общешкольных играх и акциях могут принять участие не только учащиеся школы, но и педагоги, родители, а также все работники школы.
Кадровое обеспечение:
- Педагог – психолог;
- Педагог – организатор;
- Классные руководители;
- Совет старшеклассников.
Содержание проекта.
Категории участников: учащиеся 1–11 классов, педагоги и администрация школы.
Неделя психологии длится 5 дней. Все мероприятия Недели способствуют формированию благополучного психологического настроя и позитивной мотивации учащихся.
Неделя психологии в школе проводится в начале декабря, на тот момент, когда учащиеся, отдохнув на каникулах, приступили к обучению, в то же время уже адаптировались к учебе после отдыха.
Сроки проведения: 12-16 декабря.
Методическое обеспечение: план и разработки занятий, диагностический материал для каждого участника, наглядный материал, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр и др.
Оформление:
- Надпись в холле школы «Неделя психологии»
- .Афоризмы на тему «Психология»
- Рисунки на тему «Поделись хорошим настроением»
- Разноцветные ромашки.
- Школьный забор на тему: «Стена плача», «Стена радости» (с памятками)
- .Диаграммы: «Наше настроение в начале недели» и «Наше настроение в конце недели».
План проведения недели психологии
Дата проведения |
Девиз дня |
Мероприятие |
Категория участников |
Ответственный |
12.12.2016 |
«Пусть в твоей жизни не будет черных полос» |
Линейка. Открытие Недели психологии. Объявление. |
|
|
1) Общешкольная игра «Радуга настроений» |
Учащиеся и педагоги школы |
Педагог – психолог, совет старшеклассников |
||
2) Акция «Гирлянда добрых дел» |
Учащиеся 1- 4 классов |
Педагог – психолог, классные руководители |
||
3) Психологическая игра «Ледяное сердце» |
Учащиеся 1 класса |
Педагог – психолог |
||
4) Забор «Стена плача», «Стена радости» |
Все желающие |
Педагог – психолог, совет старшеклассников |
||
13.12.2016 |
«Я выбираю дружбу» |
1) Оформление стенда по результатам игры «Радуга настроений» |
Учащиеся и педагоги школы |
Педагог – психолог, совет старшеклассников |
2) Психологическая игра «Следопыты» |
Учащиеся 6-8 классов |
Педагог – психолог, классные руководители |
||
3) Акция «Классная ромашка» |
Учащиеся 5- 7 классов |
Педагог – психолог, классные руководители |
||
|
Учащиеся 9 класса |
Педагог – психолог |
||
|
Учащиеся 2 класса |
Педагог – психолог |
||
6) Забор «Стена плача», «Стена радости» |
Все желающие |
Педагог – психолог, совет старшеклассников |
||
14.12.2016 |
«Все мы разные…» |
1) Конкурс рисунков «Поделись хорошим настроением» |
Учащиеся 1- 7 классов |
Педагог – психолог, классные руководители |
|
Учащиеся начальных классов |
Совет старшеклассников, классные руководители |
||
|
Учащиеся 5 класса |
Педагог – психолог |
||
|
Педагоги |
Педагог – психолог |
||
|
|
5) Забор «Стена плача», «Стена радости» |
Все желающие |
Педагог – психолог, совет старшеклассников |
15.12.2016 |
«Займись самовоспитанием» |
1) Психологический КВН «Психология – это серьезно!?» |
Учащиеся 10-11 классов |
Педагог – психолог |
2) Профилактический урок «Великая сила дружбы» |
Учащиеся 3 класса |
Педагог – психолог |
||
3) Забор «Стена плача», «Стена радости» |
Все желающие |
Педагог – психолог, совет старшеклассников |
||
16.12.2016 |
«Я мыслю, следовательно, я существую!» |
1) Диалог-тренинг «Улыбка. В чем её секрет?» |
Учащиеся 4 класса |
Педагог – психолог школы |
|
|
2) Выставка рисунков «Поделись хорошим настроением» |
Учащиеся 1- 7 классов |
Педагог – психолог, классные руководители |
|
|
3) Линейка. Итоги недели психологии. Награждение. |
|
Педагог – психолог. |
Результаты недели.
Психологические акции, организованные как для обучающихся, так и для педагогов, — это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы. Важными особенностями акций хотелось бы отметить ненавязчивость и необычность. Акции на время своей жизни создали в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. На некоторое время школа стала одним целым, вжилась в одни мысли, одни вопросы. Нам кажется, мы смогли возбудить живой, естественный интерес к себе и своему психологическому знанию, здоровому образу жизни и педагогов, и детей.
Учащимся понравились организованные перемены, проведенные игры и занятия. Учителя в тренинге на снятие эмоционального напряжения смогли полностью раскрепоститься.
Общее мнение о проведении недели — сделать регулярной.
Общешкольная игра «Радуга настроений»
Общешкольная игра «Радуга настроений» открывает «Неделю психологии». Это массовое общешкольное мероприятие с психологическим акцентом и широкими психолого - педагогическими возможностями. Игра "Радуга настроений" в неделе психологии использовалась с целью создания интриги, настроя школы на "психологическую волну", формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще.
Цель: Выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива. Психологическая неделя - это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и "Радуга настроений" способствует такому погружению лучше многих других форм.
Проведение игры:
Утром, участники игры, заходя в школу, видят большой плакат с надписью неделя психологии. Коридор, фойе школы красочно украшены цветами, сделанными из разноцветных ленточек, афоризмами о психологии.
- "С каким настроением вы сегодня пришли в школу?".
Встречают участников игры совет старшеклассников и предлагают выбрать один цветной жетончик из предложенных (красный, зелёный, жёлтый, синий, чёрный) и бросить в кармашек на ватмане такого же цвета. Ватманы с цветными кармашками висят на стене. Один ватман предусмотрен для школьников, а другой для работников школы и подписана «Взрослые». Игра проводится перед первым уроком и соответственно после 5-6 уроков. После чего подсчитываются жетоны в зависимости от цветовой гаммы и категории участников.
На следующее утро всех встречает в холле два больших плаката. На плакатах четыре цветные гистограммы и всё объясняющий текст. Две диаграммы вверху озаглавлены: "Утро - школьники" и "Утро - взрослые". Две внизу - соответственно: "Вечер - школьники" и ""Вечер - взрослые" на каждой гистограмме в определённом соотношении нарисованы сектора пяти цветов.
Акция «Гирлянда добрых дел», где учащиеся 1-4 классов прикрепляли сообщение о том, какое доброе дело он совершил. Эти записи велись на специальных разноцветных жетонах заранее приготовленных психологом. В результате получалась самая настоящая гирлянда добрых дел. Эта акция способствовала сравнить свои добрые дела с делами других детей и оценить, насколько значимы его собственные достижения.
ИГРА ДЛЯ 1 КЛАССА «ЛЕДЯНОЕ СЕРДЦЕ»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи: 1) Развитие умения сотрудничать в парах и группах.
2) Развитие навыков самовыражения.
3) Диагностика взаимоотношений в классе и отношения детей к учителю.
Игра начинается с того, что в класс входит ведущий и спрашивает о том, какой урок у них должен быть. Дети отвечают, и в этот момент входит второй ведущий и сообщает, что им пришло письмо.
Ведущий предлагает его прочитать.
Текст письма
Ваш учитель заколдован. Чтобы его расколдовать, вам надо отправиться в волшебную страну и пройти через суровые испытания. Если вы сумеете преодолеть их, то ваш учитель вернётся к вам расколдованным. Обитатели волшебной страны будут вашими помощниками.
Ведущий: - Что будем делать? (дети обычно соглашаются).
Сейчас мы отправимся с вами в волшебную страну, в неё можно попасть один раз в тысячу лет. Сегодня именно тот день, когда это можно сделать и спасти вашего учителя. В Волшебную страну можно попасть, перемещаясь по волшебным коврам: сначала все должны стать на один ковёр, затем мы положим второй ковёр в направлении волшебной страны, а вы должны перебраться на него так, чтобы все уместились и никто не сошёл ни с одного ковра. Так мы будем передвигаться, пока не дойдём до волшебной страны. Во время нашего путешествия необходимо помнить, что нельзя никому стоять на полу. Все должны поместиться на коврах. Если кто-нибудь из вас нарушит это условие, то мы все вернёмся назад и начнём путь заново.
Дети доходят до класса и видят свою учительницу. Она молчит, не улыбается, ни на что не реагирует.
Ведущий рассаживает детей.
Ведущий: Да это ваша учительница, но она заколдована Снежной королевой. А вы знаете, как заколдовывает людей Снежная королева? (ответы детей).
Ведущий показывает детям голубое «ледяное сердце» из картона и прикрепляет его на доску.
- А что такое «ледяное сердце»? (дети отвечают)
Ведущий сообщает, что сейчас никто не может подойти к учительнице, так как она их не узнаёт и не хочет видеть. Растопить сердце учителя можно, преодолевая разные препятствия. Если дети будут стараться и правильно всё выполнять, то сердце постепенно оттает и приобретёт свой настоящий цвет.
Так как класс большой, ведущий предлагает детям разделиться на группы по 3-4 человека.
1 испытание:
Одно из любимых вами времён года – зима. В это время вы любите играть в разные зимние игры, а так же заниматься разными видами спорта. Сейчас вам предстоит создать живую картину «Зимние забавы».
1) Каждая группа получает карточку с заданием (дети могут выбирать сами, но тогда возникают повторы). Дети должны обсудить, как они будут показывать заданное с помощью пантомимы.
2) Учитель должен отгадать, что показывают дети.
Звучит мелодия, дети показывают пантомиму, учитель угадывает. Учитель говорит громко и холодно (ведь сердце совсем ледяное).
Ведущий: Вы справились с первым испытанием, посмотрите, что произошло с сердцем вашей учительницы.
Ассистент прикрепляет на сердце полоску красного цвета и объясняет, что сердце стало понемногу оттаивать.
2 испытание:
Ведущий: сейчас каждая группа получит часть картинки. К ней надо подобрать вторую часть (разрезанная открытка). Для того, чтобы это сделать, нужно посмотреть картинки у всех ребят и найти, у кого находится вторая часть. На открытке написано задание, которое дети выполняют все вместе, договорившись, как они будут это делать.
После выполнения задания сердце ещё немного оттаивает.
Примерные задания: взявшись за руки по двое доскакать до стены на одной ноге; без помощи рук двое детей должны донести до стены воздушные шары; изобразить животных (заяц, лиса, медведь и т.д.); спеть песню; с завязанными глазами нарисовать рисунок на доске.
3 испытание: Ребятам на выбор предлагаются карточки с разными по сложности примерами. Детям предлагают выбрать самим. Если дети затрудняются в счёте, то могут обратиться за помощью к другим.
После выполнения задания сердце становится краснее. Учительница меняется: лицо не так напряжено, свободная поза, изредка улыбается.
4 испытание:
Ведущий сообщает, что дети должны расшифровать волшебные заклинания, тогда сердце учителя растает полностью.
Дети, работая в группах, отгадывают загадки. Если у них возникают затруднения, то весь класс помогает.
После выполнения задания на сердце прикрепляется последний красный кусочек и оно «оттаивает» полностью.
Ведущий говорит о том, что дети хорошо справились со всеми препятствиями, учительница снова стала прежней, и они могут пообщаться, всех благодарит за игру.
В рекреации на 2 этаже располагаются «Стена плача» и «Стена радости», где учащиеся могут высказать свои радости и печали.
Памятка
«Для чего нам нужна стена радости и печали»
Ученику:
- 1.Возможность выплеснуть негативные эмоции.
- 2.Возможность самоутверждения.
- 3.Возможность высказать, выразить словесно свое собственное мнение.
- 4.Возможность объявить свои проблемы.
Педагогам и администрации:
- 1.Возможность узнать о насущных проблемах детей, об их потребностях, переживаниях, о самом сокровенном.
- 2.Возможность использовать актуальные для детей темы и вопросы в планировании работы.
Игра «Следопыты»
Игра проводилась на переменах среди учащихся 6-8 классов.
План проведения:
1. Организация классного коллектива для проведения игры;
2. Знакомство с ведущими игры;
3. Объяснение правил игры;
4. Проведение игры;
5. Сбор результатов.
6. Подведение итогов.
Правила проведения:
Команда получает письмо вопросами, на которые всем классом необходимо ответить. Но самое главное должны отвечать все учащиеся и ни в коем случае нельзя ругаться. Команда, в которой возникнет конфликт, теряет один балл. Ответы должны быть полными и конкретными.
При подведении итогов в конце «Недели психологии» победители были отмечены грамотами.
Бланк для психологической акции «Следопыт»
Время заполнения – 30-40 минут.
«Следопыты»___________________ класса.
- 1.Назовите любимые цветы завуча по воспитательной работе
- 2.Какое имя самое распространенное в нашей школе?
- 3.Сколько деревьев растет на пришкольном участке?
- 4.У кого в школе нет тезок?
- 5.Любимые книги зам. директора по УВР?
- 6.У кого из работников школы больше двух детей?
- 7.О чем мечтает учитель истории?
- 8.Любимое занятие директора школы?
- 9.Где собирается проводить лето географ?
- 10.Сколько ступенек на школьной лестнице?
- 11.Год основания нашей школы?
- 12.Сколько учебных кабинетов в школе?
- 13. Сколько столов в столовой?
- 14.В каком классе больше всего учеников?
- 15.Сколько учителей работает в школе?
- 16.Любимая книга школьного библиотекаря?
- 17. Сколько компьютеров в компьютерном классе?
Развитие зрительной памяти
Задачи урока
- Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
- Развитие зрительной памяти.
- Формирование элементов самоконтроля.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» (см. урок 4).
Основная часть
Задание 1. «Отгадай слова»
Ученикам предлагается прочесть стихотворение, отгадывая «зашифрованные» слова.
Н, О, К, Р, О, В, О, Ж, А (Жаворонок)
На солнце темный с, е, л (лес) зардел,
В долине а, р, п (пар) белеет тонкий,
И песню раннюю п, е, л, з, а (запел)
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
е, т, п, о (поет), на солнышке сверкая:
с, а, н, в, е (весна) пришла к нам молодая,
я здесь пою приход е, с, ы, в, н (весны).
(В. Жуковский)
Смогут ли дети отгадать название стихотворения?
Задание 2. «Нарисуй по памяти»
Материал к заданию: плакат с изображениями шести фигур (см. материалы к урокам, рис. 62).
Каждую фигуру учитель предъявляет ученикам в течение 5-7 сек. Проведение задания см. урок 12, задание 1. Воспроизведенные учениками рисунки оцениваются 2 баллами (при наличии существенных погрешностей), 1 баллом (при незначительных искажениях) и О баллов (при точном воспроизведении). Оценки за все шесть фигур суммируются. Лучшим считается ученик, набравший наименьшую сумму баллов.
Задание 3. «Запретная цифра»
Выбирается какая-либо цифра, например, 4. Ученики встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: один, два, три, ... Когда очередь доходит до четвертого ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши четыре раза. Ошибающийся ученик выбывает из игры.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Урок «Родники моей души»
Цель:
Способствовать формированию позитивного образа “Я” и развивать навыки общения.
Задачи:
1) Развивать у учащихся позитивное самовосприятие и навыки самоанализа.
2) Содействовать сплочению группы.
3) Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: музыка для релаксации, бумага для рисования, мелки, фломастеры, бланки с изображение солнца.
Ход занятия
Психолог:
Наше занятие называется «Родники моей души».
Родники моей души – это лучики дружбы, взаимоуважения, доброты, адекватной самооценки, чувства собственного достоинства, умение правильно общаться внутри коллектива. И эти важные качества, родники, мы сегодня и попытаемся направить в нужное русло. Для начала давайте поприветствуем друг друга.
Упражнение “Рукопожатие или поклон”.
Цель: Создание положительного настроения, позитивного настроя на работу.
Психолог рассказывает группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Предупреждает участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу.
Варианты приветствия:
Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щёки (Россия);
Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);
Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).
Группе предлагается образовать круг. Один из участников начинает “круг знакомств”: выступает на середину и приветствует партнёра стоящего справа. Потом идёт по часовой стрелке и поочерёдно приветствует всех членов группы.
В ходе выполнения этого упражнения создаётся положительная атмосфера, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, учащимся будет интересно по-разному здороваться с одноклассниками. В конце упражнения проводится краткий обмен впечатлениями.
Упражнение «Цвет настроения».
Психолог: Ребята, в мире столько много разнообразных цветов, каждое время года, месяц, день и миг нашей жизни окрашен своим цветом. Скажите мне, пожалуйста, какого цвета настроение у каждого из вас сегодня? (Ответы детей, обмен мнениями)
На альбомном листе обведите свою ладонь, и, взяв фломастер под цвет настроения, напишите в середине ладони свое имя. Затем, каждый должен написать в пальчиках те качества характера, которые привлекают вас в друзьях, или в человеке, который нравится. Вырежьте ладонь.
Затем дети прикрепляют ладошки на доску и называют те качества, которые они ценят в людях.
Психолог ещё раз обращает внимание на выбор учащихся. И подчёркивает, что в первую очередь ценность каждого человека составляют его внутренние, душевные качества.
Красота человека не на лице,
Красота его не в словах,
Красота человека в душе,
Красота его в делах...
Психолог просит учащихся ответить на вопросы:
Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
Нужно ли учиться общению?
Как вы считаете, для чего это нужно?
Зачем нужно знать себя и свои сильные и слабые стороны?
В ходе дискуссии психолог подводит учащихся к выводу о том, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило не только радость, но и пользу. А также объясняет, зачем нужно знать себя, что могут дать нам навыки самопознания.
Упражнение “Моя вселенная”
Цель: Способствовать позитивному самовосприятию.
В центре листа формата А 4 учащиеся рисуют “планету” и пишут в ней букву “Я”. Вокруг этой планеты рисуют звёзды, на которых они будут писать ответы на вопросы:
1. Какие способности я у себя нахожу?
2. Какие книги я люблю читать?
3. О чём я мечтаю?
4. О чём мне приятно вспоминать?
5. Какой у меня характер?
6. Какое настроение у меня чаще всего?
7. Что у меня получается лучше всех?
8. Чем я люблю заниматься больше всего?
9. Кем я хочу стать?
10. Люблю ли я и умею ли трудиться?
11. Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
12. Понимаю ли я юмор, шутки?
13. Испытываю ли я иногда чувство раскаяния, стыда?
14. Ощущаю ли я в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?
15. Как я отношусь к себе?
Психолог подводит учащихся к выводу, что “звёздная карта” каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален. «Звёздные карты» вывешиваются на стенд, чтобы учащиеся смогли с ними ознакомиться.
Итог занятия
Упражнение “Солнышко”.
Цель: Формирование навыка позитивного восприятия друг друга.
Снятие напряжённости, усталости.
Звучит негромкая релаксационная музыка. Сидя на стульях, все закрывают глаза.
Психолог: Представьте себя летом, вы сидите на солнышке, и оно ласкает ваше лицо. Нежно касается лба, щёк, подбородка, задерживается на кончике носа. Вам тепло и приятно. Вы расслаблены.
Психолог раздаёт листы, на которых нарисовано солнце с длинными лучами. Каждый подписывает в центре своё имя. Листы передаются по кругу, и дети пишут на лучах добрые слова друг другу.
Психолог: А теперь подобно солнцу искупайте друг друга в лучах тепла и доброты. Напишите каждому на лучах его солнышка то хорошее, что хотите ему сказать.
Анализ занятия
Психолог обсуждает с учащимися, что понравилось на занятии, а что нет, какие новые знания о себе получили, как полученные знания могут пригодиться в жизни.
Психологический КВН для старшеклассников (10 -11 класс)
Цель: Закрепить навыки общения. Повысить интерес учащихся к изучению психологии и самого себя.
Оборудование: магнитофон, табло с цифрами для жюри.
Ход игры
Ведущий:
Сейчас на этой сцене мы увидим игру двух команд учеников нашей школы.
Тема игры: "Психология - это серьёзно?!"
Согласитесь, все мы очень любим общаться, но иногда забываем, что общение очень тонкий инструмент, с его помощью можно помочь человеку, а можно и навредить. Поэтому общению нужно учиться. Сегодня мы будем учиться общаться на этой сцене и применять те знания, которые получили из книг и из уроков жизни.
Пока ребята готовятся, разрешите представить вам незаменимых на сегодняшнем вечере людей - это жюри. В его составе сегодня:
1) человек с твёрдым взглядом на жизнь(Ф.И.О.директора);
2) человек с неиссякаемым творческим потенциалом (Ф.И.О. зам. директора по воспитательной работе);
3) обаятельная и привлекательная …… (Ф.И.О.).
Также в наше жюри входят учащиеся 11-х классов. Они в конце игры вынесут свою оценку, независимо от мнения основного состава жюри.
Первый конкурс "Визитка"
Ведущий:
Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком.
Посмотрим, какое окажут первое впечатление друг на друга, на жюри, на зрителей наши команды. Ребята должны будут назвать свою команду, поприветствовать друг друга, жюри и дать пять кратких характеристик: «Мы…» (Конкурс оценивается в 5 баллов).
Второй конкурс "Разминка"
Ведущий:
"Встречают по одёжке, а провожают по уму" - гласит известная русская пословица.
Для продолжения игры нам необходимо проверить ваше остроумие. Я называю вам название фильма в перевернутом виде, а вы мне называете правильное название. Например, перевертыш "Василий Иванович остается на работе" представляет собой перевёрнутое название фильма "Иван Васильевич меняет профессию". (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл),
Задания:
1) Грустные девчонки ("Весёлые ребята").
2) Холодные ноги ("Горячие головы").
3) Не бойся велосипеда ("Берегись автомобиля").
4) Костяная нога ("Бриллиантовая рука").
5) В симфоническом оркестре не только мальчики ("В джазе только девушки").
6) 71 час осени ("17 мгновений весны").
7) Ручной кактус ("Дикая орхидея").
8) Земной мир ("Звёздные войны").
9) В Лондоне любят заплаканные лица ("Москва слезам не верит").
10) На авеню всегда светло ("Улица разбитых фонарей").
11) Бедные иногда смеются ("Богатые тоже плачут").
Третий конкурс "Мы не скажем, а покажем"
Ведущий:
Учёные утверждают, что в общении 7 % информации передаётся путём вербальных средств (только слов) через интонацию, тембр голоса - 38 %; а невербальные средства несут 55 % информации.
В связи с этим можно согласиться со словами Публиция: "Говорим мы голосами, а беседуем всем телом".
Для следующего конкурса каждой команде требуется три человека.
Вам будет предложена пословица: "На дворе трава, на траве дрова". Проговаривая её, участники команды должны передать друг другу интонацией, мимикой, жестами сообщения:
1 команда - "Завтра занятий не будет!"
2 команда - "Сегодня дискотека будет до 23.00 ч."
(Конкурс оценивается по 5-балъной системе.)
Четвёртый конкурс "Телефон"
Ведущий:
В наше время трудно представить себе жизнь без телефона. Однако, неверно утверждение, что разговаривать по телефону просто. Разговаривая по телефону, важно четко и грамотно сформулировать мысли, уметь слышать и слушать.
Из каждой команды выбирается по 1 игроку. По условию игры один игрок звонит по телефону, другой - отвечает на телефонный звонок. Условия разговора определены в карточках:
1) Вы - классный руководитель. Вы звоните своему ученику. Вам нужно убедить его в необходимости посещать школу, хоть он и двоечник. Продолжайте разговор во что бы то ни стало, заставьте ученика выслушать вас.
2) Вы - злостный прогульщик, грубиян, лентяй, двоечник. Вам нужно поскорее "отвязаться" от классного руководителя, но постараться быть вежливым. Трубку класть нельзя.
Пятый конкурс "Конкурс капитанов"
Ведущий:
Комплимент - это один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Умение делать комплименты - это специальное искусство. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо владеют им наши капитаны. Они должны будут придумать "Хвалебное слово сопернику и его команде". На это дается 3 минуты.
(Жюри оценивает правильность высказывания комплементов. Конкурс оценивается по 5-балъной системе.)
Шестой конкурс "Сочинялочка "
Ведущий:
В жизни очень часто легче понять смысл ситуации, отношение к ней через метафору, иносказание, сказку, притчу, стихотворение. Следующий конкурс покажет, насколько хорошо вы умеете говорить метафорами. Вам предлагается 11 слов. Вы должны будете сочинить рассказ, оду, сказку, стихотворение, используя следующие слова: ящик, директор, молодцы, радуга, неделя, психология; КВН, школа, игра, а кому легко, ура.
(На задание дается 2 минуты. Конкурс оценивается в 5 баллов.)
Седьмой конкурс "Без слов"
Ведущий:
Пока команды занимаются творчеством, следующий конкурс "Без слов" для вас, болельщики. Для участия к конкурсе нужно уметь передавать чувства мимикой, жестами. Лучшие болельщики смогут принести дополнительный балл своей команде.
Задание: изобразить "Звонок на перемену", «Растаявшее мороженое», «Спущенное колесо", "Засохший цветок".
Ведущий:
Мы приглашаем на сцену наших поэтов.
Участники зачитывают свои произведения, передают жюри.
Восьмой конкурс "Пойми меня"
Ведущий:
Очень часто в жизни получается так, что одно слово понимается разными людьми по-своему. Именно поэтому часто происходят размолвки, недоумения, конфликты. Следующий конкурс называется "Пойми меня". Для его проведения нужны 4 участника. 1 человек из команды подходит к жюри и называет ассоциации, с которыми у него связывается слово, предлагаемое членами жюри (5 ассоциаций). Потом жюри называет слово, а участники за 30 секунд называют как можно больше ассоциаций. Сколько выпадет совпадений, столько баллов получает команда.
Подведение итогов (слово жюри).
Ведущий:
Спасибо всем участникам за игру.
Надеемся, что наша встреча помогла вам еще раз внимательнее посмотреть на себя и других и задуматься над вопросом ": Психология - это серьёзно?"
"Великая сила дружбы"
Цель:
формировать у детей понятия о дружбе, воспитывать чувство сплочённости коллектива.
Задачи:
- формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
- развитие умений учащихся вести рассуждения;
- воспитание доброжелательности.
Оборудование: Правила круга, кроссворд, иллюстрации отгадки, слова дружбы, пословицы о дружбе, карточки с героями мультфильмов, музыкальное оформление.
Ход занятия:
Организационный момент:
Психолог
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех сегодня видеть вас.
Сегодня у нас необычное занятие, мы не будем сидеть за партами, а сядем все в круг. Существуют правила круга, кто-нибудь из вас их знает? Я вам их сейчас расскажу (правила круга вывешиваем на доске):
- Все, что говорится в круге, за круг не выносится.
- Говорить друг другу «ты» и обращаться по имени.
- Говорить только от своего имени, употребляя местоимение «Я».
- Не перебивать участников занятия.
- Обязательно быть активным.
- Уважать всех участников.
Психолог
- Ребята, сегодня у нас пройдет необычное занятие. Поэтому, чтобы определить тему нашего занятия хочу предложить вам разгадать кроссворд.
(для помощи детям иллюстрации - отгадки)
л |
е |
д |
||||||
г |
р |
о |
м |
|||||
р |
а |
д |
у |
г |
а |
|||
с |
н |
е |
ж |
и |
н |
к |
а |
|
о |
б |
л |
а |
к |
о |
|||
т |
у |
ч |
а |
Ни в воде не тонет, ни в огне не горит. Лед |
Конь бежит, земля дрожит. Гром |
Красное коромысло через реку повисло. Радуга |
С неба – звездой, в ладошку – водой. Снежинка. |
Пушистая вата, плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождь ближе. Облако |
В небе белая гора. Легче пуха и пера. Туча |
Психолог
- Молодцы. Давайте внимательно посмотрим, какое слово получилось из выделенных букв? Правильно, это слово «Дружба». Тема нашего занятия ДРУЖБА.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
- Мы поговорим о дружбе, выясним, что такое дружба: кого можно назвать настоящим другом и узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг; узнаем секреты дружбы.
Игра в кругу: «Три цвета»
Выбирается три цвета (зеленый, желтый, красный). Задача участников выполнить действия, которые соответствуют каждому цвету: красный – спина к спине; зеленый – обнять соседа; желтый – поздороваться.
Учитель показывает карточку - обучающиеся выполняют соответствующие действия.
Психолог:
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Это слово? Значит что оно?
- А что же такое дружба, как вы понимаете это слово? (родственные слова к слову дружба – друг, дружить, дружный, дружелюбный, подружка)
-Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?
-А сколько друзей должно быть, лучший друг – один.
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. (определения вывешены на доске)
Психолог:
- Ребята, давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Создадим правила дружбы.
(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
Уступать |
Не бояться просить прощения, если обидел друга |
Не грубить |
Не злиться |
Не жадничать |
Помогать друг другу |
Не ссориться |
Быть честным |
Друг всегда делится … игрушками, сладостями, книгами.
Если у друга что-то не получается … ему надо помочь.
Уметь дружить – значит уметь … уступать, мириться, прощать, извиняться.
Друг всегда выслушает …. просьбу, совет или замечание друга.
Друзья никогда не … бросают в беде, не завидуют.
Друзья умеют держать … секреты, тайны.
Друзья всегда выполняют … свои обещания.
- Ребята, ну вот мы узнали секрет дружбы. И у каждого из вас есть друг. Как его зовут? (ответы детей). А какими качествами обладают ваши друзья?
Психолог:
Дидактическая игра «Мой друг»:
- Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и говорю, какой ваш друг. Если вы согласны – повторите мои слова, если не согласны – скажите по-другому, а мячик всегда возвращаете мне.
твой друг надежный? (Да, мой друг надежный)
твой друг – плохой? ( Нет, мой друг хороший)
твой друг умелый? (Да, мой друг умелый)
твой друг – капризный? (послушный)
твой друг талантливый? (Да, мой друг талантливый)
твой друг ленивый? (трудолюбивый)
твой друг злой? (добрый)
твой друг не послушный? (послушный, хороший)
твой друг грустный (веселый)
твой друг грубый? (послушный, добрый, хороший)
Друг - это тот, кто тебя понимает.
Друг - это тот, кто с тобою страдает.
Друг не покинет тебя никогда
Друг остается с тобой навсегда.
Психолог:
- Молодцы ребята, мы узнали, какими качествами обладают ваши друзья, а сейчас давайте вспомним сказочных героев, кто с кем дружит, какими качествами обладают они?
Дидактическая игра «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
- Какими качествами дружбы обладает каждый сказочный герой? (ответы детей: заботливые, веселее, смелые, верные, умные, отзывчивые, щедрые т.д.)
-А теперь давайте вспомним, как в русских народных пословицах говорится о дружбе.
Читаем и поясняем пословицы о дружбе вместе с детьми
Человек без друга, что дерево без корней.
Друга ищи, а нашел – береги.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Без беды не узнаешь друга.
Старый друг лучше новых двух.
Физкультминутка:
Встаньте дети, встаньте в круг, (дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг. (берутся за руки)
Влево, вправо повернитесь. (повороты в лево в право)
И друг другу улыбнитесь. (улыбаются соседу справа, слева)
Руки к солнцу протянули, (поднять руки над головой)
Лучики поймали и к груди скорей прижали. (руки опустить на грудь)
С этим лучиком в груди
Поделюсь с тобой мой друг. (обнять соседа)
Психолог:
– Мы со своими друзьями проводим много времени и попадаем в различные ситуации. Скажите как себя нужно вести?
Дидактическая игра “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. 4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
- Ребята, давайте не будем забывать как должен поступать настоящий друг. (ответы детей – помогать, выручать в трудную минуту, веселить, делиться игрушками и т.д.).
Психолог:
– Мы еще раз убедились, что у нас в классе живет дружба, вы умеете дружить. Вы сможете научить других детей, дружить, и найти себе настоящих и верных друзей.
- А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, давайте свои пожелания о дружбе соберем на крепком дереве ДРУЖБЕ.
(Дети записывают на листочки пожелания и вешают их на дерево)
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить.
Исполняется Песня о Дружбе.
Урок «Улыбка. В чем её секрет?»
Форма проведения: диалог-тренинг 4 класс
Девиз: Поделись улыбкою своей…
Цели и задачи:
- Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;
- Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для здоровья человека);
- Воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг другу;
- Учить кратко, говорить;
- Выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
- Дать возможность детям продемонстрировать себя с хорошей стороны как коллектив (сплочённость, организованность, доброту, умение сработаться)
- Создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность.
Приглашённые:
- Участники образовательного процесса (ученики)
- Завуч по ВР Мухина Марина Сергеевна
- Урок проводила педагог-психолог Соловьева Наталья Сергеевна
Оборудование:
- Столы буквой П;
- По одному карандашу или фломастеру,
- По одному листу чистой бумаги на двоих
- Таблица “Разные эмоции”
- Фото детей с улыбками (презентация) угадай эмоцию
- Листы для тестирования (у каждого)
- Рефлексия (выражение лица, положительное, отрицательное, нейтральное)
План классного часа:
- Организационный момент. Психологический тренинг.
- Введение в тему занятия. Что такое общение? Тема и цель занятия.
- Творческая работа. Мастерская сказки.
- Практическая работа.
- В чём секреты улыбки? Обобщение.
- Люди улыбаются по-разному. Рассматривание фото детей.
- Есть ли у вас чувство юмора? (Тест)
- Итог занятия. Домашнее задание. Рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент. Психологический тренинг.
– Дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее. Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего…
– Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте вместе (парой) нарисовать любую одну картину. Подпишите её. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют любую картину на одном листочке, пока звучит весёлая музыка)
– Расскажите, что вы нарисовали.
– Удалось ли вам это сделать хорошо?
– Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
– А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)
2. Введение в тему занятия. Что такое общение? Тема и цель занятия.
– Ребята, а что такое ОБЩЕНИЕ?
Опрос учащихся. Выслушиваются варианты ответов.
- (Это обмен информацией)
- (Общение это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.)
- (Это общение между 2, 3, 4 людьми)
Научное определение из словаря практического психолога: общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий понимание друг друга, обмен информацией, взаимодействие.)
– Что помогает общению друг с другом?
Подготовленные картинки на магнитах
- (Речь, позы, мимика, жесты т. д.)
– Итак, ребята вы уже, наверное, поняли, о чём мы сегодня поведём разговор.
– Мы поговорим о том, как можно общаться, как улучшить своё настроение, как приобрести друзей и добиться успеха в жизни, как научиться влиять на других И ВСЁ ЭТО С ПОМОЩЬЮ УЛЫБКИ.
Итак, тема нашего разговора:
СЕКРЕТЫ УЛЫБКИ. В ЧЁМ ОНИ?
3. Творческая работа. Мастерская сказки.
– Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их сами.
Итак, начнём творить сказку.
В одном маленьком городе жила-была Улыбка. Она была такая… (добрая, весёлая, жизнерадостная, красивая и т.д.) что все люди были рады видеть её у себя в доме (продолжите дальше…)
Они приглашали Улыбку к себе в гости, старались её угостить, развеселить и подружиться с нею.
А Улыбка … (рада была прийти в гости, пообщаться с людьми, развеселить их, помогала людям поднять настроение. И старалась никого не обидеть).
Но вот однажды … (в городе появился очень странный человек. Он был угрюм, невесел, не хотел ни с кем общаться. Сахар ему казался несладким, молоко небелым, солнце – неярким, хлеб – сырым, а все дети – непослушными. Он сердился на всех и на всё).
Закончите сказку позитивно!
– Выслушиваются ответы учащихся
– Опишите поведение угрюмого, невеселого человека, который не хотел общаться (Старый, угрюмый, злой, с костылем в руках, топал ногами, кричал, ругался, пыхтел, хмурил брови, рычал, надувал щёки).
Как помочь этому человеку развеселиться, поменяться:
Выслушиваются ответы учащихся:
- Развеселить
- Пригласить в гости
- Устроить праздник
- и т.д.
– Что вы, ребята, чувствовали, когда улыбались? (Высказывания детей)
4. В чём секреты улыбки? Обобщение.
– Так в чём же секреты улыбки попробуем их разгадать. (Высказывания детей)
– Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
– Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.
– Секрет 3. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.
– Секрет 4. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.
– Секрет 5. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти.
– Разрешите мне дать вам один совет:
СТАНЬТЕ СЕБЕ ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ!
6. Люди улыбаются по-разному. Показ презентации «Угадай эмоцию».
– Люди улыбаются по-разному..
– Посмотрите на эти картинки (на экран выводятся фото детей, на которых запечатлены разные виды эмоций).
– О чём говорят вам эмоции детей на этих картинах?
– тоска; |
|
– уныние; |
|
– зависть; |
|
– печаль; |
|
– отвращение; |
|
– ревность; |
|
– равнодушие; |
|
– страх; |
|
– неприязнь. |
|
5. Тест «Есть ли у вас чувство юмора?»
(если “да” – “+”, если “нет” – “-”)
- Любите ли вы смеяться?
- Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций?
- Смеётесь ли вы наедине, когда читаете книгу или смотрите телевизор?
- Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида.
- Рассказывают ли вам друзья весёлые истории?
- Если вы находитесь в компании, то хотите выглядеть самым остроумным?
- Когда вы в плохом настроении, не раздражает ли вас смех окружающих?
- Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?
Если вы получили 6 и более “+”, то у вас с чувством юмора всё в порядке. И это помогает вам в самые трудные периоды жизни.
Если вы получили 5 “+” и менее, то с чувством юмора у вас плоховато.
6. Итог занятия. Домашнее задание. Рефлексия.
– Вот и подошло к концу наше занятие. О чём же мы с вами говорили?
– Что нового вы узнали?
– Чему научились?
– Что вы получили от этого занятия?
– Какие выводы вы сделали для себя?
– Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Если вы чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться, смотрите на мир радостно, по-доброму, ибо только это достойно человека.
– Как вы думаете, только ли люди могут улыбаться? (Улыбаются ли животные, растения, облака, Земля?)
– Попробуйте нарисовать улыбку Земли.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому-то поможет
Улыбка твоя, доброта –
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
7. Рефлексия.
– Перед вами рисунки с изображением настроения. Возьмите один карандаш или фломастер и вместе, как в начале занятия, раскрасьте своё настроение.
– Удалось ли вам выполнить эту работу в паре?
(Во время раскрашивания звучит песня «Улыбка», дети подпевают)
– Стань себе лучшим другом, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся!
Спасибо всем, всего хорошего.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа»
Подготовила:
педагог – психолог Соловьева Н.С.
2016 год
Наталья
Разработка школьного мероприятия недели психологии "Гармония в душе-гармония в жизни". Цель:создание условий для формирования психологической культуры обучающихся и педагогов школы, содействие сохранению, укреплению психологического здоровья учащихся и педагогов