Get Adobe Flash player
Вторник, 20 Октября 2015 20:16

Методическая разработка занятия по теме «Философия экзистенциализма и психоанализа»

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

 

Введение

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей философии учреждений среднего профессионального образования. Учебная дисциплина «Основы философии» предусмотрена учебными планами во всех учреждениях среднего профессионального образования. Обязательными вопросами учебной программы данной дисциплины являются вопросы, касающиеся философии экзистенциализма и философии психоанализа. Студенты должны рассмотреть и усвоить основные

положения указанных философских учений, иметь представление о философах-экзистенциалистах, понимать сущность психоанализа, уметь соотносить те или иные идеи с их авторами, иметь свою точку зрения по проблемам, поднимаемым экзистенциализмом и психоанализом. После изучения студентами лекционного материала, а также соответствующего материала учебника, целесообразно провести обобщающее занятие, предусматривающее разнообразные формы самостоятельной работы студентов. Такими формами являются: ответы на тестовые задания, работа с фотографиями философов, соотнесение высказываний с их авторами, написание эссе по конкретному философскому высказыванию с обязательным изложением собственной позиции.

Представляется, что указанные формы самостоятельной работы студентов, с одной стороны, стимулируют студентов к активной познавательной деятельности и вызывают у них интерес к философским знаниям, а с другой стороны, позволяют осуществить объективную оценку их знаний, умений и навыков. Как показывает практика такие обобщающие занятия проходят увлекательно и продуктивно. Данная методическая разработка позволяет преподавателю провести качественное обобщающее занятие при минимальных затратах времени на его подготовку. Действительно, подготовка к данному занятию не займет много времени, так как методическая разработка содержит подробный алгоритм действий преподавателя, образцы заданий, фотографии философов, а также правильные ответы на предлагаемые задания. Кроме того, для обеспечения занятия предусматриваются самые простые материалы и оборудование.

 

 

Тема занятия: «Философия экзистенциализма и психоанализа»

 

Цель занятия: Формирование у студентов философского мышления и умения высказывать собственное мнение по проблемам, которые затрагивает философия экзистенциализма и философия психоанализа.

Задачи занятия:

- стимулировать интерес студентов к философским знаниям;

- определить уровень знаний студентов по философии экзистенциализма и философии психоанализа;

- определить уровень философского мышления.

Тип занятия: обобщающее занятие

Оборудование и материалы:

- учебник;

- конспекты лекций;

- фотографии философов;

- ноутбук;

- проектор.

Ход занятия:

1. Преподаватель объявляет тему обобщающего занятия и объясняет порядок его проведения, обращая внимание на то, что все ответы записываются в листе для выполнения заданий;

2. Студентам раздаются задания и листы для выполнения заданий, а также учебная литература;

3. Студенты выполняют задания;

4. Преподаватель проверяет выполнение заданий и оценивает каждое из них. В итоге выставляется общая оценка за выполнение всех заданий.

 

Задание 1. Ответить на тесты, выбрав один правильный вариант

 

 

 

1. Философ - экзистенциалист, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада» за произведение «Бунтующий человек»:

 

а) А.Камю;

 

б) К.Ясперс;

 

в) Ж-П.Сартр;

 

г) Ф.Ницше.

 

2. Разработанный З. Фрейдом метод получил название:

 

а) метод ассоциаций;

 

б) гипноз;

 

в) интроспекция;

 

г) психоанализ.

 

3. Кто из перечисленных мыслителей является представителем русского экзистенциализма?

 

а) В. Соловьев;

 

б) П. Чаадаев;

 

в) Н. Бердяев;

 

г) Ф. Достоевский.

 

4. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека:

 

а) К. Ясперс;

 

б) Г. Гегель;

 

в) К. Юнг;

 

г) З. Фрейд.

 

5. Кто утверждал, что экзистенция способна проявляться в коммуникации

 

а) Ницше

 

б) Ясперс

 

в) Камю

 

г) Сартр

 

6. Кто написал работу "Я и Оно"

 

а) Августин;

 

б) Ницше;

 

в) Ясперс;

 

г) Фрейд.

 

7. Проблемы абсурда и бунта поднимал

 

а) Ясперс

 

б) Сартр

 

в) Фрейд

 

г) Камю

 

8. Психика, согласно его концепции, имеет определённую структуру, в основе которой лежит бессознательное

 

а) Бэкон;

 

б) Фрейд;

 

в) Ницше;

 

г) Камю.

 

9. Какая основная проблема в философии экзистенциализма?

 

а) бытие человека в мире;

 

б) гносеологическая;

 

в) метафизика;

 

г) феноменология.

 

 

 

10. Кому принадлежит идея «культура человечества есть сублимация либидо»

 

а) Декарт;

 

б) Соловьёв;

 

в) Кант;

 

г) Фрейд.

 

11. В чем назначение человека, согласно Н. Бердяеву?

 

а) в мудрости;

 

б) в любви;

 

в) в спасении души;

 

г) в творчестве.

 

 

 

12. Переключение либидо на социальные и культурные цели называется

 

а) сублимация;

 

б) диалектика;

 

в) субординация;

 

г) стратификация.

 

13. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?

 

а) сущность предшествует существованию;

 

б) сущность человека определяется с рождения;

 

в) существование предшествует сущности;

 

г) существование человека не влияет на его сущность.

 

14. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?

 

а) человек не только отвечает за себя, но и за весь мир;

 

б) человек отвечает только за себя;

 

в) человек ни за что не отвечает;

 

г) человек отвечает за себя и за своих близких.

 

 

Задание 2.

Кому из представленных на фотографиях философов принадлежать следующие высказывания? Ответы записать в листе для выполнения заданий.

1. Бессознательное не знает слова «нет». Бессознательное не может ничего другого, как только желать.

2. Массовый человек, верный своей природе, не станет считаться ни с чем, помимо себя, пока нужда не заставит. А так как сегодня она не заставляет, он и не считается, полагая себя хозяином жизни. Напротив, человек недюжинный, неповторимый внутренне нуждается в чём-то большем и высшем, чем он сам, постоянно сверяется с ним и служит ему по собственной воле.

3. Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.

4. Меньшинство – это совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса – не выделенных ничем.

5. Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос — вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии.

6. Человек не только общественное существо. По крайней мере, он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы по-настоящему только для себя.

7. Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня.

8. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.

9. Сущность человека покоится в его экзистенции.

10. Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции.

11. Тем, чем является человек, он стал благодаря делу, которое он сделал своим.

 

 

Задание 3.

Выбрать понравившееся Вам высказывание и написать небольшое эссе, отметив ваше понимание этого высказывания и высказав свое мнение.

 

 

Ответы на задания

 

 

Задание 1

 

1. а)                                                                          8. б)

2. г)                                                                           9. а)

3. в)                                                                           10. г)

4. г)                                                                           11. г)

5. б)                                                                           12. а)

6. г)                                                                           13. в)

7. г)                                                                           14. а)

 

 

Задание 2

 

1. Зигмунд Фрейд

2. Ортега-и-Гассет

3. Зигмунд Фрейд

4. Ортега-и-Гассет

5. Альбер Камю

6. Альбер Камю

7. Жан Поль Сартр

8. Жан Поль Сартр

9. Мартин Хайдеггер

10. Мартин Хайдеггер

11. Карл Теодор Ясперс

 

Лист для выполнения заданий

Фамилия, инициалы студента:

№ Задания

Ответы студента

Отметка преподавателя

Задание № 1

1____________________ 8___________________

2____________________ 9___________________

3____________________ 10___________________

4____________________ 11___________________

5____________________ 12___________________

6____________________ 13___________________

7____________________ 14___________________

 

Задание № 2

1_____________________________________

2_____________________________________

3_____________________________________

4_____________________________________

5_____________________________________

6_____________________________________

7_____________________________________

8_____________________________________

9_____________________________________

10____________________________________

11____________________________________

 

Задание № 3

Эссе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Прочитано 4716 раз Последнее изменение Четверг, 22 Октября 2015 17:33
Другие материалы в этой категории: « London конспект урока "Обтачивание концов пояса". »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии