Нам повезло жить в эпоху глобальных перемен. Изменения чувствуют во всех сферах жизнедеятельности человека, и смена информационной парадигмы – одно из самых болезненных и самых радикальных изменений. Во всем мире наблюдается устойчивое снижение читаемости. Книги на бумажных носителях все менее востребованы. Художественная литература, особенно классика, переживает сильный спад. Разумеется, на всех уровнях власти и общественности проводятся постоянные заседания, конференции, круглые столы, разрабатываются различного рода программы и отдельные мероприятия для повышения читаемости, для привлечения читателей в библиотеки.
В Западной Европе уже с десяток лет библиотеки превращают в клубы по интересам: читателей пытаются завлечь различного рода кружками (вязания, выжигания по дереву, нумизматики и филателии, общения тех кому за…, консультациями медиков и юристов, обучающими лекциями; библиотекари непрерывно проводят различные конкурсы, дарят книги, проводят «книжный патронат по территориям»: жилые кварталы в Копенгагене, например, разбиты на сектора, в каждом из которых специально прикрепленные библиотекари районных библиотек навещают новорожденных, дарят им первые книжки – и каждые пять лет появляется библиотекарь с подходящей по случаю книгой. Книга (и библиотекарь) в буквальном смысле сопровождают каждого гражданина на всех этапах его жизненного пути. Выставки для младших школьников, учащихся средних классов, подборки книг для старшеклассников, для студентов, книги для тех, кто работает, кто вышел на пенсию; книги для больных, инвалидов и спортсменов; для ненавидящих чтение и книгочеев… Разработана впечатляющая система доставки книг населению: службы выполнения заказов по доставке, возврату или обмену книг, библиоавтобусы, например, автолавки, разъезжающие по городам и весям, библио-ночи, когда библиотеки работают ночами для привлечения читателей, не иначе, мающихся бессонницей. На одном из семинаров библиотекарей, посвященных привлечению читателей в библиотеки, предлагался даже вариант «живой витрины»: красивые девушки, сидя в креслах или на полу, читают книги. При этом девушки периодически двигаются, меняют позы, восхищенно поглаживают читаемые книги и, изредка поглядывая на собравшихся перед витриной зевак, указывают им на рекламные плакатики: «Все в библиотеку!» С точки зрения автора, данный способ, равно как и все прочие, включая организацию клубов на базе библиотек, библиотекарей в роли массовиков-затейников, представляется весьма эксцентричным вариантом приобщения населения к чтению.
Таким образом, никто не желает признать очевидное: да, чтение как явление умирает. Число читающих на планете стремительно сокращается, причем не в связи с ростом неграмотности (хотя наблюдается и эта тенденция). Более того: рискнем сказать, что бумажная книга тоже умерла. И произошло это не вчера. Сразу же с появлением электронных носителей информации надобность в такой громоздкой и капризной конструкции, как бумажная книга, пропала. Более того: с развитием IT-технологий появляется многофункциональная электронная книга: интерактивный текст, видео-версия книги, глоссарий и связанные именно с этим произведением другие (или тематически схожие) художественные произведения, экранизации и театральные постановки по сюжету книги, актерские подборки, возможность вступить в фан-клубы и отразить свое мнение о произведении в соцсетях, и все это возможно с электронного устройства для чтения (имеется в виду планшетный компьютер, но в настоящее время многие электронные книги обладают такими возможностями).
В электронных учебниках, помимо текстовой (теоретической) части, оформленной в виде цикла лекций, обычно присутствуют звуковые анимационные презентации, подробные тренировочные тексты, контрольные тесты, тренировочные задания, словарь терминов, что позволяет студенту в интерактивном режиме провести самоконтроль усвоенных знаний. Наличие контрольных тестов и заданий позволяет использовать такой электронный учебник в дистанционном обучении, сведя к минимуму общение с преподавателем, становящимся, при таком подходе, тьютором - консультантом и помощником в обучении, что переводит общение по вертикали в общение по горизонтали, т.е. изменяется сам подход к функционированию связки: преподаватель – студент (или учитель – ученик).
Бумажная книга обладала достаточно большим списком недостатков, в числе которых не на последнем месте искусственность передачи информации с помощью условных символов: естественным способом передачи информации является все же устное повествование (почему аудиокниги приобретают все больше сторонников). Немаловажным, при чтении, является возможность изменения формата листа, размеров, вида и цвета шрифта, подложки, освещенность страницы, самостоятельный выбор читателем формата чтения книги.
Но речь в данном случае идет не о чтении как о таковом, а о снижении и исчезновении линейного чтения как явления.* Человечество из линейного способа чтения переходит к «фасеточному», фрагментарному. Наиболее явно это заметно при работе читателей с учебной литературой. Из учебника выбирается минимально необходимая информация, требующаяся для ответа на конкретный вопрос теста или задания. Остальная (сопутствующая информация) читателя не интересует; взаимосвязь с предыдущей и последующей темой никак не побуждает его прочесть дополнительные страницы. Характер работы с книгой начинает напоминать работу со словарем или справочником: прочел о требуемом термине – на том чтение и закончилось. Соответственно, грамотность и общий интеллектуальный уровень стремительно снижаются, и это явление уже приобрело всеобщий характер.
Многочисленные усилия по привитию населению навыков чтения ничего не дадут, и представляется странным, что люди, занимающие высокие должности, где априори доступны статистические и ресурсные данные, никак не могут понять, что время книги закончилось. Причем, вместе с чтением. Человечество перешло на совершенно иной этап развития, где чтение заменено на поливариантный способ получения информации; способ, при котором время, потраченное на общение с книгой, является непозволительной роскошью для одних – и скучным тягостным статичным времяпровождением – для других. Вместе с усилением и увеличением информационного потока изменилось и восприятие людей: нет необходимости запоминать огромное количество информации, достаточно уметь находить эту информацию и работать с ней. Поэтому взаимодействие с книгой все чаще носит характер «точечного», дискретного обращения. Нынешнее поколение студентов и школьников вырастает на видео- и фото материалах, на оперативном обращении к информации онлайн, чему помогают не только социальные сети, но и многочисленные открытые площадки вроде Youtube, Instagram, Rutube и т.п. Время живого (пусть виртуального) общения, возможность присутствия в любой точке земного шара «здесь и сейчас», ощущение сопричастности всему происходящему переводят существование нынешнего человека в совершенно иной формат жизни, самоощущения. Нынешний студент может в один и тот же день побывать на лекции в собственном учебном учреждении, послушать видео-лекцию профессора истории Новосибирского университета и лекцию по археологии преподавателя Принстонского университета, позаниматься в дистанционной программе языкового обучения лондонской школы лингвистики, а вечером участвовать в студенческой видеоконференции «Презентация по итогам археологического сезона в Ольятантамбе (Перу)».
Качественный скачок в технологиях неизменно отражается на принципах получения информации и работы с ней: сейчас на первый план выходит потребность в сжатой, четкой, без примесей и излишней «воды» информации; знания и умение оперирования большими массивами информации конкретной отрасли знания и сопредельной с ними – философии предмета, его конструкте; человеку не нужно быть всезнайкой, ходячей энциклопедией – достаточно иметь представление об основных источниках информации и обладать навыками работы с ней. Исчезает необходимость в личностной подаче информации: никого не интересуют авторские особенности подачи текста и самопрезентации, характерные для представителей тренинговых и различного рода обучающих курсов: слушателям нужна достоверная информация, простая и надежная «работающая» технология для оперирования в той или иной информационной системе. По сути, мы переходим от личностного, авторского варианта передачи информации к обезличенным массивам знаний, где специалист востребован как специалист, а не личность.
Наконец, атомизация общества, самодостаточность каждого отдельного индивидуума, возможность доступа пользователя к любой информации безотносительно к его географическому местонахождению, значительно расширившиеся возможности общения с любым интересующим человеком, обществом, организацией предполагают обязательное наличие такого фактора, как личная мотивация. Этот важный компонент, собственно, и создает возможность для невероятного скачка в плане личностного и профессионального самосовершенствования; создает и постоянно множит огромное количество альтернатив, путей и возможностей развития индивидуума; практически бесконечно расширяет личную свободу узнавать и участвовать. Соответственно, личные качества, такие как личная воля, самодисциплина, нацеленность на результат, упорство и способность к самоорганизации выходят на первое место и начинают играть определяющую роль в развитии и становлении личности, потенциал которой нуждается в правильной нацеленности и вооруженности технологиями работы с информацией,.
Останутся ли библиотеки? Конечно же, нет! Библиотеки могут превратиться в дома культуры образца ех-СССР (что мы и наблюдаем сейчас в странах Западной Европы), клубы по интересам с посиделками и живым общением, но сами библиотеки как хранилища книг (знаний) и места для работы с книгами закончились. В качестве попытки сохранения прежних функций, по мнению автора, библиотеки как хранилища информации, это оборудованный компьютерный зал с доступом к максимальному количеству баз данных и хранилищ (в том числе закрытых, эксклюзивных, узкоспециальных и пр.), с возможностью работы с предоставляемыми или личными терминалами, а также обеспечение удаленного доступа для собственных читателей и подписчиков (что в итоге все равно предполагает общедоступность пользования данной библиотекой со всеми ее базами любым удаленным пользователем, по умолчанию. )
Информация должна свободно передаваться и доступ к ней должен быть открыт – иначе происходят искажения и ухудшения обращения информации, нарушаются распространение и скорость обмена информацией, следовательно, будет наблюдаться застойные и регрессивные явления. К этому же относится и скорость обновления информации, которая непрерывно растет; работа в таком плотном скоростном потоке вызовет к жизни еще немало новых инструментов и технологий.
Таким образом, библиотеками, возможно, будут являться районные или некие географически и территориально представленные пункты, обеспечивающие возможность работы с информацией, с операторами вместо библиотекарей. Операторы будут обладает навыками поиска и предоставления информации по запросу, умением взаимодействия с базами данных и иными хранилищами информации, ее копирования и элементарной обработки по запросу клиента. Ну и, конечно, могут выполнять регистрацию и активацию аккаунта клиента в необходимых базах и хранилищах данных.
* Линейный (или сплошной) способ чтения: чтение всей книги в порядке нумерации страниц; последовательное чтение всего материала, содержащегося в книге.
Любовь Владимировна
Библиотекарь, преподаватель