Версия для печати
Суббота, 01 Ноября 2014 15:51

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и предотвращение дорожно–транспортного травматизма

Автор 
Оцените материал
(3 голосов)

Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

 Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

  • снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
  • развитие психофизиологических качеств ребенка;
  • формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах - одна из важнейших. Это задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:

  • формирование координации движения;
  • совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения;
  • повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице;
  • формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни.

 

Работа по обучению правилам дорожного движения в МБДОУ Лаишевский детский сад «Радуга» осуществляется  согласно Региональной программе дошкольного образования по обучению правилам безопасного поведения на дорогах под ред. Р.Н. Минниханова,  Д.М. Мустафина.

 

В нашем детском саду ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах:

  • многофункциональный центр, где проводятся занятия с детьми и сконцентрирован методический и дидактический материал;
  • автогородок с дорожными разметками, действующим светофором, дорожными знаками;
  • макеты;
  • "чудо"- ковер (с перекрестками, домами, железной дорогой, с различными видами дорог);
  • транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь, гужевые повозки).

 

В нашем детском саду работа педагогов с детьми не ограничивается только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». У нас ведётся формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».

Для решения этой цели у нас поставлены следующие задачи:

  • Познакомить детей с правилами дорожного движения;
  • Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  • Сформировать умения применять полученные знания  в жизни;
  • Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

 

При обучении педагоги придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик.

В МБДОУ Лаишевский детский сад «Радуга» эта работа активно ведется в трех направлениях:

работа с детьми.

работа с педагогами.

работа с родителями.

 

Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно развивающей среды. Во всех возрастных группах МБДОУ Лаишевский детский сад «Радуга» имеются центры детской деятельности по обучению дошкольников правилам дорожного движения, оборудованные макетом улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами для сюжетно-ролевых игр, наглядным материалом, наборами сюжетно-ролевых и дидактических игр для детей соответственно возрасту. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых.

В своей работе воспитатели используют имеющиеся в детском саду картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия.

В течение года воспитатели знакомят детей с художественной литературой по правилам дорожного движения:

  • Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный»
  • Жидков Б. «Что я видел, светофор»
  • Северный А. «3 чудесных цвета»
  • Клименко В. «Кто важнее всех на свете!»
  • «Происшествие с игрушками»
  • Турутин С. «Для чего нужен светофор»
  • Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист»
  • Маршак С. «Милиционер», «Мяч»

 

С правилами дорожного движения воспитатели ДОУ знакомят детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от образовательной деятельности к образовательной деятельности и от группы к группе. В младшей и средней группах во время целевых прогулок, в образовательной деятельности, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называют цвета светофора, знакомят с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина».  Уточняют название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т.д. Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе образовательной деятельности: на аппликации - наклеивании светофора; на формировании элементарных математических представлений – учат различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги. Воспитатель сопровождает действия словами: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На образовательной области «физическая культура» малышей учат двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет». Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.

      В старшей и подготовительной к школе группах разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД. Воспитатели старших групп обыгрывают правила дорожного движения в различных играх. Все дети подготовительной к школе группы умеют практически переходить улицу, четко знают дорогу от дома до детского сада.

В конце года для детей всех возрастных групп было проведено развлечение по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения: «Дорожная азбука».

Педагогами Гималдиновой Гузелиёй Илдусовной, Трениной Жанной Николаевной и Самойловой Светланой Геннадьевной было подготовлено и проведено для воспитанников подготовительной группы развлечение  «Королева Светофория», на котором были поставлены следующие цели:

  • повторить правила дорожного движения;
  • научить пользоваться светофором для выражения своего согласия или не согласия
  • развивать речь, внимание.
  • развивать мелкие движения рук, координацию движений.

 

Музыкальным руководителем Сундыревой Людмилой Николаевной подготовлено театрализованное представление «По дороге в детский сад, или коза и семеро козлят на новый лад». Участниками представления стали воспитанники группы «Ромашки».

Большое внимание при закреплении правил дорожного движения педагоги уделяют дидактическим играм, таким, как «Назови правильно дорожные знаки»,  « Мы на улице», «Составь автомобиль», «Перевёртыши».

В теплый период года вся работа по обучению ПДД переносится на улицу. Для этого на территории детского сада обустроена площадка с выносными дорожными знаками, сделаны дорожные разметки с пешеходными переходами. Дети учатся правильно переходить дорогу, регулируемый и нерегулируемый перекрестки, учатся как себя вести на остановке пассажирского транспорта, знакомятся с правилами поведения на дороге велосипедистов.

Педагогами старших групп еженедельно были организованны сюжетно-ролевые игры « Мы водители», «По дороге в детский сад», « Мы по городу идем», на которых дошкольников учили правильному поведению на улицах города, знакомили с дорожными знаками.

Чтобы поддерживать у детей интерес к изучению ПДД, внедряются новые формы работы с детьми и родителями, используя средства информационных технологий.  Воспитатели создали презентации «Дорога – не место для игр», «Светофор – наш друг», которые используются в закреплении знаний детей.

Для закрепления программного материала, детям, дают задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например: "Нарисуй дорогу в детский сад", "Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой", "Придумай сказку про знак, который мы изучали". Педагогическим коллективом составлены методические рекомендации из цикла "Мама, папа, я - безопасная семья", варианты анкет для родителей по исследованию их отношения к изучению правил дорожного движения детьми, памятки для родителей, консультации, лекции, конспекты внеурочных мероприятий: КВН, соревнований, викторин и т.д. Во всех групповых помещениях оформлены уголки для родителей, где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В детском саду имеется стенд наглядной агитации для родителей и сотрудников, содержащий информацию по правилам дорожного движения: плакаты, памятки, анкеты, тесты, детские рисунки. Материалы стенда периодически обновляются. Результатом работы МБДОУ Лаишевского детского сада «Радуга» является отсутствие детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, посещающих наш детский сад, а также повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения. Данная работа на современном этапе развития системы дошкольного воспитания становится перспективным направлением расширения деятельности и укрепления позиций дошкольных образовательных учреждений.

 

Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным лишь при условии, что работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями. Для этого должна быть тесная взаимосвязь между ними. Анкетирование родителей показало, что 95% родителей придают большое значение изучению правил дорожного движения. В дошкольном учреждении сложилась определенная система педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения. Воспитатели ведут большую работу с родителями, знакомят их с программными требованиями, привлекают к изготовлению материала для проведения образовательной деятельности, игр, выполнению различных заданий с детьми. Например, родители вместе с детьми выполнили работы по рисованию и аппликации в домашних условиях на тему «Моя улица», а в ДОУ была организована выставка работ по правилам дорожного движения. Совместно с родителями воспитателями были оформлены уголки для родителей с различными стендовыми консультациями по правилам дорожного движения:

  • «Ребёнок в автомобиле»
  • «Изучение обязанностей пешеходов» и т.д.

Проведены беседы с родителями по темам:

  • «Как научить ребёнка не попадать в типичные дорожные ловушки»
  • «Безопасный путь ребенка в садик» и т.д.,

Были проведёны конкурсы на лучший семейный рисунок, сказку по данной тематике. В апреле 2013 года в ДОУ проводился День открытых дверей для родителей, когда воспитатели групп показывали открытые занятия, сюжетно-дидактические игры с детьми на тему «Профилактика ДДТТ». Также были зачитаны лекции, проведены деловые игры по типу телевизионных телепередач «Что, где когда», «Знатоки», "Мама, папа, я - безопасная семья".

 

На родительских собраниях воспитатели рассказывают о проводимых в дошкольных учреждениях мероприятиях, выясняют, показывают ли родители детям опасные места по дороге в детский сад, держат ли они их за руку, находясь на улице.

По итогам диагностики уровня усвоения дошкольниками правил дорожного движения было выявлено, что уровень подготовки воспитанников по отдельным разделам программы значительно возрастает. Дети усвоили правила поведения на улице и в общественном транспорте. Умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни. В подготовительной группе высокий уровень дети показали в изобразительной деятельности. Рисунки детей по этому разделу отличаются содержательностью и актуальностью. В беседах с детьми было отмечено владение детьми не только знаниями по этому разделу, но и умением составлять связные, логически правильно выстроенные рассказы по данным разделам, отмечалось владение детьми необходимой информацией. Уровень организации игровой деятельности по данным разделам был отмечен не только наличием необходимых знаний, знанием ролевых действий, но и правильно подобранным оснащением предметной среды с наличием необходимого игрового материала. Уровень проведения занятий и вечеров - развлечений показал высокую заинтересованность детей этим разделом программы. Дети с удовольствием и высоким уровнем подготовки исполняли стихи, песни и танцы по данному разделу программы. Уровень подготовки детей по различным разделам программы в среднем составил 71,5 %.

С целью закрепления у дошкольников знаний по безопасности дорожного движения нашими воспитателями используются тесты по данной проблеме, они направлены на изучение, выявление, закрепление знаний, на развитие логического мышления (тесты «Запомни рисунок», «Подбери слова», «Дорожная история», «Продолжи предложение»). Большое внимание уделяется применение полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью воспитатели используют игры с правилами (дидактические, настольные, познавательные, спортивно-соревновательные), досуги, развлечения, кукольные спектакли. Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая игра, в которой дети учатся правильному поведению на улице и правильному взаимоотношению друг с другом.

Залогом успешной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является систематический контроль администрации детского сада за организацией работы учреждения по данной проблеме, профессионализм и компетенция работников детского сада. Работа с педагогическими кадрами направлена на совершенствование теоретических знаний, эрудиции, повышения методического уровня в применение программ, учебных планов по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.

С целью оказания помощи воспитателям проводятся консультации: "Диагностика знаний, умений, навыков по ПДД", "Игра как важнейшая форма обучения детей правилам дорожного движения", проблемные семинары "Кто прав?", деловые игры по типу телепередач "Кто хочет стать миллионером?", "Основной инстинкт". Ежегодно в детском саду проходят конкурсы среди педагогов ДОУ: "Лучшая дидактическая игра", "Лучшая методическая разработка".

Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице. 

Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 84 % выпускников детского сада, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.

Планирование дальнейшей работы:

- систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями по теме опыта;

- научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;

- особое внимание уделить закреплению в семье полученных знаний в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;

- педагогам продолжать использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города  и другие материалы моего опыта работы.

- проводить совместную работу ДОУ с ГИБДД по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

 

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Система деятельности МДОУ детского сада «Радуга» по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.

Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у  ребенка умение  предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

 

Об эффективности работы МБДОУ Лаишевский детский сад «Радуга»  можно судить по тому, что за годы работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах.  Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

 

Прочитано 12443 раз Последнее изменение Среда, 05 Ноября 2014 17:54
Макарова Марина Дамировна

Место работы: МБДОУ Лаишевский детский сад "Радуга" 

Последнее от Макарова Марина Дамировна

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии