Версия для печати
Четверг, 30 Августа 2012 10:12

Чириков: абитуриентам не хватает информации при выборе вуза

Автор 
Оцените материал
(4 голосов)

 

Приемная кампания завершилась. Одни абитуриенты набрали достаточно баллов, чтобы оказаться там, где им хотелось. Другим повезло меньше. Однако выбор вуза, во многом определяющий дальнейшую жизнь человека, часто делается почти вслепую. О проблеме выбора высшего учебного заведения  в интервью РИА Новости рассуждает директор Центра внутреннего мониторинга Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Игорь Чириков.

 

- Игорь Сергеевич, как происходит сейчас выбора вуза и какими информационными источниками пользуются абитуриенты?

- Наш Центр регулярно проводит социологические опросы абитуриентов бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ, которые в том числе посвящены процессу выбора вуза. В прошлом и в этом году в дополнение к ним мы провели целый ряд фокус-групп с абитуриентами  ведущих вузов Москвы - МГУ имели Ломоносова, Высшей школы экономики, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), Российского экономического университета имени Плеханова (РЭУ) и ряда других. Одним из ключевых результатов исследования стало описание процесса выбора вузов в новой ситуации приема, установившейся с окончательным введением ЕГЭ. Выбор вуза осуществляется в несколько стадий, и для каждой характерны свои источники информации и способ обоснования выбора. Первая стадия приходится на 7-9 класс: выбирается профиль школьного образования, в каких-то случаях - вуз-мечта. При выборе велика роль социального окружения, родителей и учителей. Вторая стадия приходится на момент выбора предметов для сдачи ЕГЭ, на третьей стадии на основе полученных результатов ЕГЭ определяется набор вузов для поступления. Здесь задействуются различные информационные источники, преимущественно сайты вузов, информация с дней открытых дверей и прочее. Крайне интересна четвертая стадия - стадия "эффективного выбора", тогда абитуриент узнает, куда он реально может быть принят, и делает окончательный выбор. На этой стадии часто происходят кардинальные изменения первоначального выбора.

Если абитуриенты так резко меняют выбор на последнем этапе - их устремления неясны им, размыты?

- Дело даже не в этом - абитуриентам крайне сложно сделать свой выбор осознанно! Во многом это связано с тем, что информации, предоставляемой вузами, недостаточно. Об этом свидетельствует в частности дополнительный срез к мониторингу прозрачности сайтов российских вузов, проведенный в этом году РИА Новости и НИУ ВШЭ. Из открытых источников сложно что-то понять об условиях обучения - нет ни списков курсов, ни их программ, ни данных о преподавателях. Лишь четверть вузов размещают информацию об учебных программах, треть - об условиях проживания в общежитиях. Даже сведения о стоимости учебы публикуют еще не все.

Сложно также понять, что ждет человека после учебы - очень мало вузов сообщают, где и кем работают выпускники, какую стартовую зарплату им предлагают.

Нынешняя ситуация информационной прозрачности вузов не отвечает интересам большинства абитуриентов и их родителей. Ведь выбор вуза и факультета достаточно жестко задает последующую траекторию, сменить которую в дальнейшем будет проблематично. Следовательно "ставки" первоначального выбора довольно высоки, а информации для осознанного выбора недостаточно.

Можно ли улучшить ситуацию достаточно быстро?

- Да, конечно, можно. Практика проведения мониторингов прозрачности сайтов показывает, что улучшения могут происходить быстро. После выхода первого мониторинга в 2010 году вузы поняли, что их сравнивают с другими, и тут же начали  публиковать больше информации о себе. Многие отсутствующие в открытом доступе сведения не нужно собирать специально: большое количество информации сообщается органам управления образованием в процессе аккредитации. Вуз сдает огромное количество отчетности об учебном процессе - нужно просто выложить ее в открытый доступ, как это делает, к примеру, НИУ ВШЭ

В госпрограмме развития образования до 2020 года, вероятно, будет уделено внимание проблеме открытости, в проекте нового закона "Об образовании в РФ" эта тема тоже затронута...

- Да, в госпрограмме этому уделяется много внимания, однако основной упор делается на аккредитационные процедуры и мероприятия. Мне кажется, этого недостаточно - абитуриенты и их родители вправе получать исчерпывающий объем нужных им сведений, причем в наиболее удобной для себя форме.

Обязать вузы подавать информацию в каком-то едином формате пока что мало реально: трудно сказать заранее, какой формат был бы удобнее абитуриентам. Ближайшая задача - добиться увеличения объема информации в открытом доступе

Я думаю, когда данных станет больше, появятся различные удобные для абитуриентов и их родителей сравнительные сервисы и исследования. Сейчас есть рейтинги вузов в целом (и они популярны), но, к примеру,  очень мало рейтингов в разрезе образовательных программ. Я думаю, многим было бы интересно, где лучший факультет физики или экономики, где лучше программы магистерского уровня, а где - бакалаврского. Будет больше информации для анализа - появится больше полезных рейтингов, исследований, калькуляторов стоимости образовательных программ.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 

Прочитано 3017 раз Последнее изменение Четверг, 06 Сентября 2012 16:10
admin

Последнее от admin

Похожие материалы (по тегу)

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии