Берсенёва Виктория Александровна CT-EDU.ru - Новостной портал образования! Только свежие и нужные новости! http://ct-edu.ru Fri, 29 Mar 2024 07:30:39 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство достижения результатов в обучении http://ct-edu.ru/gnews/cnews/ikt-na-urokax-istorii-i-obshestvoznaniya.html http://ct-edu.ru/gnews/cnews/ikt-na-urokax-istorii-i-obshestvoznaniya.html

 

ИКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 
Время стремительно… Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Перемены эти связаны, прежде всего, с внедрением в повседневную жизнь достижений науки и техники. И, конечно, перемены в процессах обучения детей в школе.

Каких-то двести лет назад основу информационных технологий составляли перо и чернильница. Коммуникация осуществлялась путем отправления писем. На смену им в конце XIX века пришла пишущая машинка, затем телефон. В 40-60-х годах ХХ века появляются электрические технологии, основанные на использовании электрических пишущих машинок, копировальных машин. Повысилась эффективность и скорость обработки информации. Появление во второй половине 60-х годов прошлого столетия ЭВМ позволило трансформировать не только форму, но и содержание информации. Это было началом формирования электронной или компьютерной технологии. Современную жизнь мы уже не представляем без ИКТ. И если цель нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись. 

 

Ещё известный просветитель и педагог XVII века Я.А. Коменский говорил: «Всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению».

 

К.Д. Ушинский во второй половине XIX века, высказал аналогичное суждение: «…Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств, приняли участие в акте запоминания».

 

Сегодня, в XXI веке, высказывания Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского, не потеряв своей актуальности, очень важны для понимания проблемы целостности педагогического воздействия в процессе обучения.

 

В преподавании большинства предметов, в том числе истории и обществознания, ведущая роль принадлежит живому, образному слову учителя. Это самый доступный способ сообщения знаний. Но даже очень хороший рассказ, объяснение, лекция усваиваются не полностью, не одинаково.

 

Причин много:

 

  • естественные колебания уровня внимания;
  • введение терминов, названий, неизвестных слов, осмысление которых требует времени и затрудняет понимание рассказа учителя;
  • слишком быстрый темп изложения и др.

 

Главное – с восприятием связано запоминание, поэтому надо учитывать индивидуальные различия памяти учащихся, преобладание слуховой, зрительной или двигательной. Одно и то же слово учителя будет хуже воспринято теми, у кого слуховая память уступает зрительной. Следовательно, необходимо заставить работать все виды восприятия.

 

В современных условиях происходит все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. В процесс информатизации в последние годы все более успешно вовлекаются гуманитарные предметы, в том числе и история.

 

Мне, как учителю, очень важно использовать различные технологии для достижения главной цели: надежность и прочность восприятия нового материала учеником на уроке. Этот эффект достигается при работе с различными видами информации: текстовой, графической, звуком, рисунками, анимацией и видео. Такие технологии относятся к числу мультимедийных технологий. Ценность в том, что и учитель, и ученик не остаются пассивными. Использование информационных ресурсов позволяет сделать занятия более эффективными: лекции – информативными, задания – общедоступными и интересными.

 

Таким образом можно выделить ряд целей, для достижения которых и используются все современные информационные технологии. К ним относятся:
·  построение современного урока (с точки зрения использования технических средств) 
·  приближение урока к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств 
·  помощь учителю в организации и проведении уроков различного типа.

 


  • Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Информационно – коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе. Реальность такова, что всё в большей степени учителя становятся исследователями, строя свою работу с детьми на основе последних достижений педагогической и психологической наук. Приходится также осваивать возможности компьютерной техники и технологий для учебного процесса, которые стали совершенной потребностью для создания необходимого образовательного пространства каждому ребёнку, чтобы раскрыть его личностный потенциал через учебную познавательную творческую деятельность на уроках и во внеклассных занятиях.

    Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Компьютер-средство связи ученика с учителем, другими учениками.
    Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений.
    Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый
    Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
    Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

    Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.
    Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. 

    • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
    • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
    • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
    • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

 

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию

 

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

 

Преимущества использования ИКТ:
• возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
• интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий картин и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);
• этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
• освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. 

]]>
vika.berseneva.91@mail.ru (Берсенёва Виктория Александровна) Современные технологии в образовании Mon, 05 Oct 2015 07:58:03 +0000
Конспект урока по истории 7 класс "Великие географические открытия" http://ct-edu.ru/gnews/highnews/konspekt-uroka-po-istorii-7-klass-velikie-geograficheskie-otkritiya.html http://ct-edu.ru/gnews/highnews/konspekt-uroka-po-istorii-7-klass-velikie-geograficheskie-otkritiya.html

 

Тема: Великие географические открытия

 

Цели урока: сформировать у учащихся представление о причинах и последствиях Великих географических открытиях.

 

Задачи урока:

1. Образовательная:  изучить основные понятия темы;

2. Развивающая:уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

3. Воспитательная: развивать интерес к всемирной истории, формирование нравственной личности на уроках истории и географии.

 

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: проблемно-исследовательский, урок изучения нового материала

 

Оборудование: доска, мел, карточки с  тестовыми заданиями,презентация, план опроса

 

 Оформление доски

 

 

 

д/з: ответить на вопрос положительные и отрицательные последствия ВГО

 

Великие географические открытия

  1. 1.Причины ВГО
  2. 2.Основные открытия
  3. 3.Последствия ВГО

 

 

 

 

 

Ход урока

 

В начале урока учащихся рассаживают, используя технологию МэнэджМэт. В ходе урока для обращения внимания учащихся учитель будет использовать Сигнал тишины («Класс», «Да,да»).

 

Актуализация.

 

Рассказ учителя: Люди путешествовали и совершали открытия во все времена. В 21 веке –веке компьютерных и космических технологий можно совершить кругосветное путешествие  всего за 50 минут, а когда-то люди на это тратили годы,жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий.

 

Этап изучения нового материала.

 

Рассказ учителя:Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 века. Именно поэтому он стал называться эпохой ВГО. Поэтому именем этой эпохи назван наш урок: «Великие географические открытия».

 

Рассказ учителя: Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в далекие страны и выявим, значение этой эпохи для последующих поколений.

 

Применяем технологиюЭй Ар Гайд. Учащимся предлагается листок-опрос с вопросами, на которые они должны ответить «Да» или «Нет». Затем просматриваем видео, меняется мнение.

 

До

Утверждения

После

 

  1. 1.Эпоха Великих географических открытий началась в древности

 

 

  1. 2.Эпоха Великих географических открытий началась в 15 в.

 

 

  1. 3.Первое открытие Нового Света совершили скандинавы.

 

 

4. В 15 веке появился новый вид корабля - каравелла

 

 

  1. 5.Одной из причин Великих географических открытий является нужда европейцев в пряностях

 

 

  1. 1.Поставьте знак «+» в колонке «до», если согласны с утверждением; знак  «-«, если не согласны.
  2. 2.После просмотра фильма тоже самое сделайте в колонке «после». Изменились ли ваши убеждения?

 

Рассказ учителя: Таким образом, причинами ВГО явились:

 

  1. Технические изобретения;
  2. Улучшение кораблестроения;
  3. Изменения сознания людей;
  4. .Расширение торговли.

 

Рассказ учителя:Рассмотрим основные открытия, перевернувшие весь мир. Работа в группах. 6 групп: Х. Колумб, Васка да Гама, Ф. Магеллан, БартоломеуДиаша, Джон Кабот, Марко Поло.

 

Применяем технологию Финк-Райт-Раунд Робин. Учащиеся работают по плану описания открытия. Читают, записывают и затем проговаривают. Затем 1 человек из группы рассказывает всем (не более 2 мин.).

 

План описания:

 

  1. Какую страну представляет
  2. Кратко о происхождении
  3. .Как открыл
  4. Итоги его открытия.

 

Этап закрепления.

 

Применяем технологию Тэйк-Оф-ТачДаун. Учитель читает утверждения. Если учащиеся согласны – встают, если нет- то не встают.

 

Утверждения:

 

  1. ВГО перевернули картину мира.
  2. Х. Колумб совершил кругосветное путешествие.
  3. Одной из причин ВГО является расширение торговли.
  4. Ф. Магеллан – кругосветный путешественник

 

Применяем технологию «Модель Фрейер». Ключевое слово: ВГО

 

Учитель подводит итог. Дает домашнее задание: определить положительные и отрицательные последствия ВГО.

 

 

 

 

 

Применяем технологиюЭй Ар Гайд. Учащимся предлагается листок-опрос с вопросами, на которые они должны ответить «Да» или «Нет». Затем просматриваем видео, меняется мнение.

 

До

Утверждения

После

 

  1. 4.Эпоха Великих географических открытий началась в древности

 

 

  1. 5.Эпоха Великих географических открытий началась в 15 в.

 

 

  1. 6.Первое открытие Нового Света совершили скандинавы.

 

 

4. В 15 веке появился новый вид корабля - каравелла

 

 

  1. 6.Одной из причин Великих географических открытий является нужда европейцев в пряностях

 

 3.Поставьте знак «+» в колонке «до», если согласны с утверждением; знак  «-«, если не согласны.

4.После просмотра фильма тоже самое сделайте в колонке «после». Изменились ли ваши убеждения?

 

Применяем технологиюЭй Ар Гайд. Учащимся предлагается листок-опрос с вопросами, на которые они должны ответить «Да» или «Нет». Затем просматриваем видео, меняется мнение.

 

До

Утверждения

После

 

  1. 7.Эпоха Великих географических открытий началась в древности

 

 

  1. 8.Эпоха Великих географических открытий началась в 15 в.

 

 

  1. 9.Первое открытие Нового Света совершили скандинавы.

 

 

4. В 15 веке появился новый вид корабля - каравелла

 

 

  1. 7.Одной из причин Великих географических открытий является нужда европейцев в пряностях

 

5.Поставьте знак «+» в колонке «до», если согласны с утверждением; знак  «-«, если не согласны.

6.После просмотра фильма тоже самое сделайте в колонке «после». Изменились ли ваши убеждения?

 

]]>
vika.berseneva.91@mail.ru (Берсенёва Виктория Александровна) Средняя школа Mon, 05 Oct 2015 06:05:34 +0000