Александр CT-EDU.ru - Новостной портал образования! Только свежие и нужные новости! http://ct-edu.ru Fri, 29 Mar 2024 14:51:52 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Масса как мера инертности тела http://ct-edu.ru/gnews/highnews/massa-kak-mera-inertnosti-tela.html http://ct-edu.ru/gnews/highnews/massa-kak-mera-inertnosti-tela.html

 

Тема урока. Масса как мера инертности тела. 7 класс

 

Цели урока : - Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств - инертности.

 - развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований,  

 - сформировать научное мировоззрение.

 

Оборудование: две тележки с упругой стальной пластиной, желоб, штатив, два шарика разной массы, стакан, картон, монета.

 

Тип урока : комбинированный.              

План урока

 

Этап урока

Время

Методы и приемы

1

Проверка дом. задания. Актуализация опорных знаний.

  8 мин.

Устный опрос

2

Демонстрации

5мин.

Наблюдение и анализ опытов, записи на доске, в тетради, создание проблемной ситуации

3

Изучение нового материала

15 -20 мин.

Беседа, записи на доске, в тетрадях, анализ опыта, объяснения опыта

4

Закрепление нового материала

10 - 15 мин.

Беседа, решение задач, записи на доске, в тетрадях

5

Домашнее задание

1 - 2 мин.

Записи на доске и в дневниках

 

ХОД УРОКА

  1. 1.Актуализация опорных знаний

После проверки домашнего задания проводится устный опрос учащихся    по следующим вопросам:

-        ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от наклона вперед. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?

-        Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом?

-        Птица, которая сидела на ветке, вспорхнула и улетела, куда, в какой момент и почему отклонится ветка?

-        Приведите примеры инерции в природе и технике?

-        Приведите примеры, которые показывают, что в результате взаимодействия происходит деформация тел?

-        Выберите взаимодействия в результате которых изменяется скорость: а) при падении камня? б) при полёте птицы? в) при полёте стрелы? г) при движении автомобиля?

-        Спортсмен прыгает на батуте. По каким признакам можно утверждать, что между батутом и спортсменом происходит взаимодействие?

 

 

  1. 2.Демонстрации

- на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.

Результат: скорости тележек одинаковы.

 - желоб устанавливают горизонтально. По нему пускают два шарика разной массы.

Результат: скорость более легкого шарика после столкновения изменяется больше.

Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.

Вопрос к классу : Почему так происходит?

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Проведение демонстрации

наблюдение

Вопрос относительно результатов опытов

анализ результатов опытов, вывод

Запись вывода на доске

запись вывода в тетради

Создание проблемной ситуации

попытка объясить проблемную ситуацию

 

3. Изучение нового материала

Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.

 

Вопрос к классу : А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)

Запись в тетради: Масса - мера инертности тела.

 

Во Вселенной всё имеет свою массу! Масса неотъемлемая характеристика любого тела. Чтобы не происходило с телом - двигается оно, покоится ли, находится на Земле, в космическом пространстве, его масса не изменяется, он сохраняет свою целостность.

Вводится условное единица массы  измерения в СИ, и закон отношения масс тел и их скоростей :

m1/m22 ∕ υ1

 

Опыт: стакан накрывается сверху картоном, на который кладется монета. Резко выбиваем картонку.

Результат: монета падает в стакан.

Вопрос: объясните опыт.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Решение проблемной ситуации

Роль слушателей, ответа на вопрос учителя, записи в тетради

Изложение нового материала (записи на доске)

Записи в тетрадях

Проведение опыта

Анализ опыта и его результатов

 

 

4. Закрепление нового материала

Решение задач

 

Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?

 

Задача 2.  Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?

 

Вопрос на закрепление материала :

-        Почему мы можем стряхнути грязь и снег с обуви?

-        Почему боксеров объединяют в весовые категории?

-        Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии топлива? Каким образом?

 

5. Домашнее задание

§ 20    упр.6  № 1-3

Творческое задание: Инертность свойственна всем телам. Приведите примеры позитивных и негативных сторон этого свойства.

]]>
trusow64.64@mail.ru (Александр) Средняя школа Sun, 23 Nov 2014 07:02:40 +0000
Инерция. Взаимодействие тел http://ct-edu.ru/gnews/highnews/inerciya-vzaimodeiestvie-tel.html http://ct-edu.ru/gnews/highnews/inerciya-vzaimodeiestvie-tel.html

Тема урока. Инерция. Взаимодействие тел.    7 класс

 

Цели урока :  - познакомить учащихся с понятием "взаимодействие тел", раскрыть суть инерциального движения, сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их, сформировать понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел;

- развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и проводить исследование, формировать научное мировоззрение.

 

Оборудование: наклонная плоскость, тележка, песок, линейка, пластилин, резиновый мячик, два стальных и пластилиновых шарика.

 

Тип урока :  изучения новых знаний.

План урока

 

Этап урока

Время

Методы и приемы

1

Актуализация опорных знаний

5 - 10 мин.

вопросы классу

2

Изучение нового материала

20 - 25 мин.

Беседа, групповая работа, постановка и обсуждение опыта, запись конспекта

3

Закрепление нового материала

10 - 15 мин.

Беседа

4

Домашнее задание

1 - 2 мин.

Записи на доске и в дневниках

 

ХОД УРОКА

  1. 1.Актуализация опорных знаний

Вопрос к классу:

-      Что называют механическим движением?

-      Какие виды движения вы знаете?

-      Какие из них чаще всего встречаются в природе, в технике?

-      Какие характеристики движения вам известные?

 

  1. 2.Изучение нового материала

Беседа

Вопрос к классу :

-      В результате чего тела изменяют свою скорость?

-      На столе лежит стальной шарик. Чему равна его скорость относительно стола?

-      Как изменить скорость шарика? (подействовать на него другим телом)

-      Что можно сказать о скорости шарика после действия на него другого тела? (скорость уменьшается, то есть изменяется)

-      Что является причиной изменения скорости шарика?

Вывод: Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости.

 

Попробуем это проверить:

((Класс разделить на три группы. Каждая группа получает оборудование, план проведения опыта и вопроса для анализа опыта.)

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Познакомить учащихся с заданием и условиями его выполнения, регламентировать время работы

Ознакомление с заданием, оборудованием

Корректирующая роль

Выполнение работы

 

Обсуждение опытов и результатов работы групп

Выступления представителей групп с отчетом работы. Запись выводов в конспект.

 

 

 

Карточка для группы №1

С наклонной плоскости скатывать тележку. В основании плоскости, с горкой насыпать песок. Повторить опыт, разгладив песок по поверхности, убрав его.

Задание: сравните тормозной путь тележки во всех трех случаях, сделайте вывод.

 

Карточка для группы №2

Сожмите руками кусок пластилина, резиновый мячик, пружину и дайте ответ на вопрос:

-      действует ли в этом случае одно тело на другое?

-      Изменяется ли при этом скорость тела?

-      Что происходит с телом? (деформируется)

-      Сделайте вывод.

 

Карточка для группы №3

Столкните два шарика (сначала стальные, потом - мягкие -пластилин ). Наблюдайте за изменением скорости этих тел.

Задание: сделайте вывод своих наблюдений, приведите свои примеры существования взаимодействия тел в природе.

 

ВЫВОДЫ: -  Действие одного тела на другое приводит к изменению                         скорости.

-                   Действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тела, но и к его деформации.

-                   В природе существует только взаимодействие тел. Результатом которых является изменение скорости тел или их деформация.

 

 

Вопрос к классу :

-      А что будет происходить с телами, если на них не будут действовать другие тела? (скорость тела изменяться не будет).

 

В физике такое явление называют инерцией.

Запись в тетради: Инерция - явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

 

Вылетев из ствола ружья пуля продолжала бы двигаться. Сохраняя свою скорость, если бы на нее не действовал воздух. Так же сохранил бы свою скорость автомобиль, после выключения . Если сравнить тормозной путь автомобиля по сухому асфальту и по ледяной дороге, то мы увидим, что взаимодействия взаимно компенсируют друг друга. При этом изменение скорости и деформация не происходят. Хотя взаимодействие происходит. Опыты доказывают, что действие одного тела на другое никогда не бывает односторонним. В природе существует лишь взаимодействие. Соответственно, после взаимодействия изменяются скорости обоих тел, или происходит их деформация.

 

  1. 3.Закрепление нового материала

 

Вопрос к классу :

-      Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения?

-      Книга лежит на столе. Сравните силу действия книги на стол и стола на книгу.

-      Могут ли два физических тела взаимодействовать, если они не сталкиваются непосредственно друг с другом? Приведите примеры.

-      Почему трудно удержать шланг, из которого под напором льется вода?

-      Пассажиры автобуса почувствовали, что их клонит к левой стенке салона. Как двигался в этот момент автобус?

 

 

  1. 4.Домашнее задание

 

§18, 19  упр 5 №1-2

Творческое задание: Что было бы с телами, если  вдруг исчезли

все взаимодействия?

 

 

 

]]>
trusow64.64@mail.ru (Александр) Средняя школа Sun, 23 Nov 2014 07:00:00 +0000
Механическое движение http://ct-edu.ru/gnews/highnews/mexanicheskoe-dvijenie.html http://ct-edu.ru/gnews/highnews/mexanicheskoe-dvijenie.html

7 класс

ТЕМА: Механическое движение. Относительность движения.  Траектория. Пройденный телом путь. Виды движений. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение.

Все-таки странно, что существует слово для обозначения того, чего

собственно говоря, в природе не существуют, - спокойствию.

 

Макс Борн

ЦЕЛЬ УРОКА:

Учебная: установить  основные признаки механического движения, сформировать у учащихся представление об относительности механического движения и покоя, познакомить учащихся с понятиями движения и пути, сформировать понятие равномерного и неравномерного движения.

Развивающая: развивать логическое мышление, смекалку

Воспитательная:  воспитывать  взаимопонимание, доброжелательность.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:  игрушечной автомобиль, тележка, груз,  несколько предметов

 

ТИП УРОКА : Изучение нового материала

 

ПЛАН  УРОКА

 

  1. Мотивация учебной деятельности (5 мин)
  2. Изучение нового учебного материала (20 мин)
  3. Рефлексия знаний (10 мин)
  4. Итоги урока (5 мин)
  5. Домашнее задание (5 мин)

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности

Самым древним и самым сложным разделом физики является механика. Как  часть науки о природе, механика возникла в связи с необходимостью решаемых потребностей человечества по изучению сил природы с целью их использования.  Один из вопросов, которые рассматривает механика, - механическое движение. В этом разделе мы с вами познакомимся с механическим движением, законы которого написаны в трудах М. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона.

(Учитель зачитывает эпиграф урока и предлагает ученикам объяснить его содержание. После ответов учеников учитель делает вывод,  что с движением все имеют дело на каждом шагу, и предлагает ученикам привести примеры механического движения).

2. Изучение нового учебного материала.

    Движение - очень важное явление, движение это значит какие то изменения в природе. Движение - это развитие. Отсутствие движения означает отсутствие не только живой, но и неживой природы.

Самый простой вид движения - механическое движение.

Опыт. Разместим на столе несколько предметов, запустим игрушечный автомобиль.

Вопрос к ученикам:

-        В каком состоянии находятся тела и автомобиль на поверхности стола ?

-        Почему вы считаете тела неподвижными, а автомобиль подвижным?

Из курса природоведения, вам  известно, что такое механическое движение.

Механическое движение - это изменение положения тела в пространстве.

Как выяснить, что тело двигается? Ответ на этот вопрос является очень важным.

Представьте себя в вагоне поезда, который остановился на станции. Вы смотрите на соседний поезд, который стоит напротив вашего. Время идет. Вы с нетерпением ожидаете, когда же остановка закончится. Но наконец ваш поезд двигается. Но проходит несколько минут и вы замечаете, что в промежутках между вагонами соседнего поезда появляется одна и та же картинка неподвижный вокзал. Только тогда вы понимаете, что начал двигаться соседний поезд, а не ваш.

Вопрос к ученикам:

-        Что нужно учесть, определяя, двигается тело или нет ?

Механическое движение - это изменение со временем положения тела относительно других тел.

Опыт: продемонстрируем механическое движение тележки, на которой лежит груз.

-        Определите, относительно каких тел тележка двигается, а относительно которых находится в состоянии покоя?

Тело (предмет), относительно которого рассматривают движение данного тела, называют телом отсчета.

Следовательно, для определения положения тела, в любой момент времени сначала надо выбрать тело отсчета, потом связать с ним систему координат.

Еще нужно иметь прибор для измерения времени (часы). Тело отсчета, система координат, часы образуют  систему отсчета.

Тело во время движения перемещается из одной точки пространства в другую. Такой переход происходит постепенно, так, что тело описывает определенную линию.

Траектория - линия, которую описывает тело в процессе движения

Вопрос для учеников.

-        какие виды траектории вы знаете?

-        приведите примеры движений с видимыми траекториями.

В зависимости от формы траектории движения разделяют на прямолинейное и  криволинейное.

Кроме формы, траектория характеризуется еще, и количественной мерой - путем.

Путь - это физическая величина, которая равняется длине траектории, описанной  телом за определенный интервал времени.

   Для измерения пути используют приборы, предназначенные для измерения линейных величин. Это линейки, рулетки, мерные ленты, и т.д.

Основной единицей длины является метр (м). Используют также кратные и дольные  единицы длин

1 км=1000м=103 м

1 дм =0,1м=10-1м

1 см=0,01 м=10-2м

1мм=0,0001м=10-3м

В астрономии применяют  такие единицы длины, как

1 парсек:             (1пк=3,08×1016м)

1 световой год:   (1 св.г. ≈ 9,46 ×1015м).

     Если какое-то тело за одинаковые промежутки времени проходит одинаковые пути, то его движение называют равномерным. Равномерное движение встречается в природе очень редко. Приблизительно одинаковый путь за одинаковое время проходит Земля, вращаясь вокруг Солнца, конец стрелки часов.

Большинство движений не являются равномерными. Например, поезд, выходя от станции, проходит за одинаковые промежутки времени все большие и  большие пути. Приближаясь к станции он, напротив, за одинаковые промежутки времени проходит каждый раз меньшие пути. Такое движение является примером неравномерного движения.

3. Рефлексия знаний

Работа в группах

Задание группы № 1

1. На столе в вагоне подвижного поезда лежит книга. В движении или в покое находится книга относительно стола, рельсов, Луны?

2. Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели ?

3. Нарисуйте траекторию движения сидения велосипедиста относительно дороги.

 

Задание группы № 2

1. Укажите тело отсчета для автомобиля, который двигается.

2. Прямолинейным или криволинейным является движение: кабины лифта, карандаша когда им пишут, дождевых капель в безветренную погоду ?

3. Нарисуйте траекторию движения звена цепи велосипеда относительно дороги.

 

Задание группы № 3

1. Укажите тело отсчета для самолета, который летит.

2. Какой вид движения осуществляют разные части швейной машинки?

3.Нарисуйте траекторию движения педали велосипеда относительно дороги.

 

Задание группы № 4

1. Укажите  тело отсчета для подводной лодки, что двигается.

2. Корабль подплывает к пристани. Относительно чего пассажиры, которые стоят на палубе этого корабля, находятся в движении: реки, палубы корабля, берега?

 3. Нарисуйте траекторию движения обода колеса велосипеда.

 

 

4. Итоги урока

Отчет творческих групп. Каждая группа рисует на доске траектории

 

5. Домашнее задание

1.Учить параграфы 14-16 упр 2 №2-4

2.Экспериментальное задание. Измерить длину шага и пользуясь этой мерой, определить, какой путь вы проходите от дома до школы.

Определите время своего движения. 

 

 

 

 

]]>
trusow64.64@mail.ru (Александр) Средняя школа Sun, 23 Nov 2014 06:54:53 +0000